Во встрече с журналистами калмыцких СМИ участвовали начальник Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия Андрей Колдомов, старший инженер Управления госпожнадзора Денис Зодьбинов, начальник отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Джигмид Мальтинов. 

Напомним, пожар в Элисте на территории оптовой базы произошел 13 июля ранним утром. Сообщение о возгорании на пульт диспетчера МЧС РФ по РК поступило в 05.00. В результате огнем уничтожены семь торговых павильонов. Пострадавших и погибших нет. После случившегося в социальных сетях развернулась активная дискуссия, где пользователи критиковали действия пожарных. Накануне корреспонденты сайта РИА «Калмыкия» пообщались с предпринимателями, которые пострадали от пожара. 

А сегодня представители МЧС практически поминутно описали свои действия 13 июля, а также дали свою оценку произошедшему. Сразу отметим, что, по словам Зодьбинова, в данный момент проводится проверка, по окончании которой будет принято соответствующее решение. 

Колдомов на брифинге отметил, что по федеральному законодательству в 2007 году МЧС было выведено из состава комиссии, которая занимается обследованием новых зданий перед введением в эксплуатацию. Эти полномочия переданы муниципалитетам. «Объект в оптовой базе Элисты был сдан в эксплуатацию в 2011 году. Сейчас, конечно, мы все видим, что он был сдан с нарушениями… У нас возникает очень много вопросов. Как были приняты эти склады? Почему не были предусмотрены так называемые пожарные разрывы между помещениями? Почему все они находились под одной крышей? Кровля была деревянная, а дерево не было обработано специальным средством».

По его словам, сразу же после сообщения о пожаре на место происшествия выехали две пожарные машины. Туда они прибыли в 05.08. «На этот момент кровля уже горела открытым огнем. Это говорит о том, что пожар развивался как минимум часа полтора-два. На месте происшествия в течение суток работали эксперты из Волгограда, и мы ждем официальный документ. Но по предварительным данным, возгорание произошло либо из-за короткого замыкания, либо из-за неисправности электрооборудования. То есть первое, что мы можем сказать, – это позднее сообщение о пожаре». 

При этом, Колдомов подчеркнул, что только один склад был оборудован системой сигнализации. И это тоже должна была обнаружить та комиссия, которая принимала здание в эксплуатацию. Но и даже установленная система оказалась неисправной, так как уже лет семь не обслуживалась. Таким образом, говорит начальник калмыцкого МЧС, было упущено драгоценное время. 

Почему пожарные приехали на место возгорания без воды? Это один из вопросов, который задавали пользователи в социальных сетях. На этот вопрос Колдомов ответил четко: «Этого в принципе не может быть. Пожарный расчет после возвращения с происшествия обязательно заправляет емкости водой. В ночь на 13 июля пожаров не было. То есть однозначно все машины были заправлены… Стоит объяснить и еще один момент. Наши машины – это ЗИЛ-130. Еще 15-20 лет назад их мощность позволяла тушить любые пожары. Но тогда не использовались при строительстве горючие материалы. Его емкость составляет три кубических метра. Слив воды из одного рукава происходит примерно за 2,5-3 минуты. Рядовой житель, если отвлекся, может и не заметить, как быстро произошел слив воды. Позже подошли остальные расчеты. В итоге на месте происшествия работали 15 единиц техники и 62 человека личного состава. За все время пожара было израсходовано 136 кубических метров огнетушащих веществ». 

При расходовании запаса воды, машина должна встать к пожарному гидранту. На территории оптовой базы таких гидрантов нет. И это еще одна проблема, которая выявилась в процессе, говорит собеседник. Там есть пожарный водоем. Но как выяснилось, он уже в течение нескольких лет не функционирует, и воды там не было. По правилам пожарная машина не должна была уезжать с места более чем на 800 метров. Между тем пожарным расчетам 13 июля пришлось ехать за водой до ближайшего пожарного водоема. Там давление слабое, и машина только на заборе воды потеряла 15 минут. И это не считая времени на дорогу.   

По поводу водоема ситуация оказалась очень странной. По словам Колдомова, территория, где находится этот водоем, отдан в собственность физлицу. «Там сейчас можно и киоск открыть, и чебуречную, а можно и на металлолом сдать. Сегодня это его право. Но кто передал эту землю?.. Понимая всю ситуацию, были предприняты необходимые меры. Обратились в Водоканал. Здесь тоже много было вопросов, но два водовоза по шесть кубов работали вместе с нами. Также мы пригнали свой трал с водой объемом в 16 кубов». 

Еще один момент. У МЧС есть специальное оборудование для обесточивания линий электропередач мощностью 220 Вольт. Однако к указанным складам подведены электролинии мощностью 380 Вольт. В таких условиях тушить пожар опасно. Человек просто погибнет, говорит Колдомов. «Для начала необходимо было объект обесточить. А у нас для этого допуска нет. Поэтому смена обратилась в энергосетевую организацию. На это ушло еще 15 минут. И лишь затем приступили к тушению», - отмечает он. И добавляет: «Таким образом, вопросов много. Я отвечаю за своих подчиненных. Отмечу, после каждого пожара мы проводим детальный разбор, оцениваем работу пожарных, состояние техники, что удалось сделать, а что – нет. А 13 июля условия, как видно, были следующие – открытое пламя площадью 1200 квадратных метров, и павильоны внутри обшиты горючими материалами... Мы должны работать строго в правовом поле. Мы не участвовали в приемке этих складов, по закону в течение трех лет не имели право их проверять. Мое личное мнение – из-за недобросовестности самих предпринимателей все это и произошло. Причина пожара будет установлена». 

Джигмид Мальтинов в свою очередь отметил: «Благодаря слаженным и правильным действиям личного состава элистинского гарнизона пожар был ликвидирован в тех масштабах, который был зафиксирован на момент прибытия расчетов. Также хотелось бы отметить, что ни энергосетевая компания, ни водоканал оперативно на наше сообщение не откликнулись».