В эти дни в Элисте в Калмыцком государственном университете им. Б.Б.Городовикова проходит международная конференция «Методология этнопедагогического исследования», посвященная 90-летию со дня рождения академика Российской академии образования Геннадия Никандровича Волкова.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный гражданин Республики Калмыкия, доктор педагогических наук, основатель этнопедагогики, профессор КалмГУ, он более десяти лет проработал в калмыцком университете. 

Сегодня в РИА «Калмыкия» прошел брифинг с участниками научной конференции, учениками и последователями академика Волкова. Профессор Орловского государственного университета Валерий Николаев, доктор, профессор Института стратегии и образования РАО Виктория Пичугина, сотрудник Института стратегии и образования РАО Равиля Зианшина.

На конференцию приехало много гостей-ученых с разных уголков России – Красноярский край, Москва, Орловская и Волгоградская области, Республики Якутия, Ингушетия, и др.

«У Геннадия Никандровича большое количество учеников и последователей по всему миру. Это группа, примерно тысяча человек, у нас в стране продолжает исследования Волкова на современном уровне. И время от времени подводятся итоги этой деятельности по этнопедагогике. Традиционные так называемые «волковские чтения» прошли уже в Чувашии – на родине академика, в Алтае, и теперь проходят в КалмГУ», – прокомментировал зав.кафедры КалмГУ Аркадий Панькин.

В республике также ежегодно проводятся министерством образования и науки РК «волковские чтения» для учителей школ Калмыкии, куда также приезжают гости. По словам Панькина, тема этой международной конференции сложная для многих, занимающихся этнопедгогикой. 

«Воспитание ребенка начинается с семьи, но очень важно перенести семейную обстановку в образовательное учреждение. Есть много хороших технологий, которые позволяют научить чему-то ребенка. Но по большому счету, педагогическая практика – назидательная, дидактичная. Мы заставляем ребенка учиться, участвовать в мероприятиях под давлением страха. В этом  отношении чем хороша семейная обстановка. У ребенка с близкими людьми отношения теплые, заботливые, что, к сожалению, в педагогической практике не всегда есть. Что дает этнопедагогика? Она позволяет настраивать участников образовательного процесса на новую энерго-информационную систему. Создать между ними отношения, подобные материнской культуре», – считает профессор Орловского государственного университета Валерий Николаев.

Итогом конференции станет три коллективные монографии и статьи, дающие авторские взгляды на проблемы методологии научных исследований в сфере этнопедагогики. По мнению Панькина, материалы конференции быстро разойдутся и еще долго будут востребованы.

«Интерес нашего института стратегии и развития образования обусловлен тем, что не так много фигур современной истории педагогики, которые при жизни смогли создать такие крупные научные школы, и заинтересовать огромное количество людей своей проблематикой, которые и после смерти основателя школы продолжают эту деятельность в разных направлениях. Поэтому мы были рады, когда нас пригласили стать соучредителями этой конференции. Потому что это действительно очень важное событие для республики и страны в целом. Имя Геннадия Никандровича до сих пор объединяет большое количество педагогов России. Продолжаются исследования, и на сегодня есть много материалов, которые претендуют на докторскую степень и выполнены именно в рамках исследования работы Волкова», – поделилась Пичугина.