Восемнадцатилетним юношей он в первый раз с глазу на глаз встретился с медведем, и как говорят, без оглядки бежал в деревню, по густому лесу, не разбирая тропинок и дороги. А охотник, который позвал его с собой, не успел и слова сказать.

Егору Саранговичу Очирову, родившемуся в Калмыкии, были в диковинку и олени. Он, столкнувшись с оленем в первый раз, от испуга забыл про телят, которых пас, и, не помня себя, быстро взобрался на дерево. Теперь, когда прошло с тех пор шестьдесят пять лет, Егор Сарангович рассказывает об этом со смехом. А и имя охотника навсегда осталось в памяти – Остяк из Ханты-Мансийского автономного округа. Туда однажды отправили его на сезон для заготовки леса.

Семилетним мальчишкой подвергся депортации Егор Сарангович вместе с мамой и старшим братом. Отца в 1942 году призвали на фронт, и уже спустя долгие годы, не раз обратившись в архивы минобороны, стало известно, что он умер в плену на Западной Украине. 

Деревня Орловка Ишимского района Тюменской области стала местом прописки семьи Очировых. Недалеко поселили семью тети – сестры отца. 

«Со станции на санях повезли в колхоз. Первым делом помыли в бане и раскидали по баракам. На улице сорокаградусные морозы. Тогда, видимо, и простыла мама. В 1945 году ее не стало. Через некоторое время нас переселили в семью русских стариков – хорошие были люди, они так помогли нам в первую сибирскую зиму. А места там красивые, после нашей степи удивительно было ходить по лесу, собирать ягоды и грибы», – вспоминает ветеран. 

Через два года умер от болезни старший брат Корса. «В семье тети умерли дочь и сын, без вести пропал на фронтах Отечественной войны ее муж, и я остался жить с ней. В какой-то день коменданту удалось уговорить меня поехать в детдом «Сосновый бор», что находился в двадцати пяти километрах от Орловки. Через месяц я сбежал к тете с новым другом и его сестрой. Дожжа Тюнктеев остался моим другом на всю жизнь, ныне в Ики-Буруле живут его дети. Мы в колхозе пасли коров вместе с дядей друга, который вернулся с войны без руки. Вечерами ходил в школу, окончил пять классов. Всегда тепло и с благодарностью  вспоминаю свою гагашку – Айлу Сангаджиеву, которая всю свою материнскую любовь и заботу отдала мне. Она прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 88 лет», – рассказывает Очиров.

Как только калмыки стали возвращаться на родину в 1956 году, тронулся в путь и Егор Сарангович. Как он вспоминает – ехали, переполненные радостью и волнением от предстоящей встречи с родными местами, а старики то и дело смахивали навернувшиеся слезы. Очиров с тетей обосновались в Арзгирском районе, на ферме Зурмата, где стали пасти большое колхозное стадо. Там же женился на девушке Александре, которая работала в соседнем колхозе «Родина» дояркой. Через год  переехали в поселок Хомутников, а вскоре Егор Сарангович пошел на курсы механизаторов в Башанту, где получил права на вождение. Сразу по окончанию обучения его призвали в армию. С 1958 по 1961 год продолжалась армейская служба, а дома ждали молодая жена и дочка Надя

Служить ему довелось в береговой охране в Латвии. За отличную службу дали домой отпуск. «Мне не понять тех молодых людей, которые «косят» от армии. До сих пор живы воспоминания об армейских годах. Как-то раз в увольнительной заблудился по городу, так рижане очень доброжелательно отнеслись ко мне, показали дорогу до воинской части. За опоздание в наказание целый день чистил картошку», – говорит он.

После армии Егор Сарангович стал работать водителем в совхозе  «Хомутниковский»: «командовал» водовозом и бензовозом. Его машины всегда были на ходу, тогда и ремонтом сами занимались, и работали безотказно – с утра и до позднего вечера. А однажды зимой 1965 года ему довелось встретиться с легендарным генералом Басаном Бадьминовичем Городовиковым. «Вечером все собрались в клубе на кинопоказ, вдруг заходит Городовиков и громко говорит: «мендвт». Кто-то из нас ответил ему: «здравствуйте». Тогда Басан Бадьминович сказал: «калмыкам надо говорить и отвечать на своем языке». Душевно поговорил с нами, расспросил о нашей жизни. Переночевал в селе, а наутро поехал по животноводческим стоянкам. Такой простой и великий человек». 

С нуля молодая семьях Очировых помогали сельчанам поднимать район и хозяйства. Супруга, как и все односельчанки, трудилась на сезонных работах. Труд Александры Александровны отмечен званием «Ветеран труда» РФ, как и работа Егора Саранговича

Более шестидесяти лет живут вместе супруги Очировы. Теперь они живут заботами своих детей, внуков и правнуков. «Каждый год на День Победы получаю от президента страны поздравительное письмо, как дитя войны, – такое внимание очень дорого», – сказал Очиров.