В Лаганском хуруле монахи знаменитого монастыря-университета Дрепунг Гоманг построили песочную мандалу Хаягривы. Вчера она была предоставлена для созерцания. Сегодня состоится разрушение мандалы, после чего цветной песок раздадут верующим. На этом недельное пребывание IХ официальной делегации тибетского монастыря Дрепунг Гоманг в Лаганском районе завершится. 18 октября начнется программа мероприятий этой делегации в Элисте, центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни». 

Всю неделю лаганцы могли наблюдать за кропотливым трудом монахов, которые строили песочную мандалу Хаягривы. Этот ритуал связан с древними духовными учениями Будды Шакьямуни, а именно с буддийской тантрой, где через созерцание просветленных существ в мужских или женских формах с атрибутами, обителями и окружением достигается совершенное знание. 

В лаганском хурульном комплексе «Дарделинг монастырь», помимо строительства мандалы, члены делегации Дрепунг Гоманга каждый вечер читали для прихожан лекции по основам буддизма, а также проводили ритуалы и обряды, принимали граждан по различным вопросам, давали врачебные консультации. В эти же дни состоялись выезды тибетских монахов в села Джалыково и Улан Хол, где они провели молебны и выступили с лекциями.

Напомним, что 26 лет назад, в 1992 году, во время своего второго визита в Калмыкию Его Святейшество Далай-лама ХIV посетил Лаганский район. Тогда он освятил молельный дом в селе Джалыково, который с тех пор стал хурулом под названием «Галсан», а в городе Лагань освятил место для строительства первого хурула. В течение трех лет усилиями жителей, руководства Лаганского района велось строительство на объекте, и в мае 1995-го состоялось открытие хурула, получившего название «Лагань Дарделинг монастырь». Это был первый в Калмыкии буддийский храм, сооруженный в соответствии со всеми канонами. 

А в сентябре 2017 года на этой же территории был открыт новый, значительно больший по размерам, хурул, который строился с перерывами несколько лет. Теперь оба красивых храма вместе с двумя ступами образуют архитектурный ансамбль, единый буддийский комплекс. 

Также сейчас здесь строятся еще два крупных объекта – Ступа Снисхождения Будды с небес Тушита и большая статуя Будды Майтрейи – божества Грядущего времени. Постамент для статуи уже готов (сама статуя уже отлита и хранится пока в другом месте), также сооружена основная часть субургана. Сейчас ведутся работы по закладке различных субстанций, веществ, предметов в статую и в ступу. Открытие этих новых религиозных объектов, которое не за горами, станет очередным важным событием в духовной жизни Лаганского района.

В минувшее воскресенье, 14 октября, в лаганском монастырском комплексе, на площадке перед малым хурулом, состоялся зрелищный ритуал Джинсег – Огненная пуджа. Недавно, в сентябре, такой обряд провели в главном хурульном комплексе в Элисте монахи центрального хурула под руководством мастера тантрических ритуалов Еше Лодоя Ринпоче. В Лагани Огненную пуджу проводили монахи тибетского монастыря Дрепунг Гоманг и Лаганского хурула.

Песочную мандалу Хаягривы строили в молельном зале большого хурула, вмещающем 600 прихожан. Этот молитвенный зал по размерам уступает в республике только дугану центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни». 

Мандала посвящена Хаягриве – гневному божеству, защитнику Учения Будды, дхармапале. Хаягрива (санскр. हयग्रीव, буквально «лошадиная шея») – это также персонаж индуистской мифологии. В архаичных статуях индуизма Хаягрива представлен с человеческим телом и головой лошади, в буддизме на тханках небольшая голова лошади (или три головы) изображаются над человеческим лицом (лицами). Лошадиная голова громко ржет, и этот звук пронзает все иллюзорные проявления вещественного мира, открывая сияющую реальность свободы. 

Хаягрива в одних своих ипостасях фигурирует как идам (будда-аспект), в других – как дхармапала. Наиболее известная форма Хаягривы как идама – Хаягрива Гухъясадхана (“Имеющий шею лошади Покровитель тайной практики”). 

Хаягрива очень популярен во всех школах тибетского буддизма, особенно в ньингмапе и гелугпе. В традиции Ваджраяны он относится к Лотосовому семейству Будды. В народном буддизме у тибетцев и монголов образ Хаягривы связан с мирским благом - приумножением стад лошадей.  

Хаягриву на тханках изображают в виде гневного божества. Гнев Хаягривы направлен на причины страдания и возникает из сочувствия, которое он испытывает ко всем страдающим существам. К его особенным умением относят лечение болезней, в особенности болезней кожи, включая даже такие серьезные заболевания, как проказа, которая считается болезнью, насылаемой Нагами.

Имя Хаягрива связано с легендой о том, как Авалокитешвара принял гневную форму, дабы одолеть демона Матонга Рудру, в волосах которого была конская голова и которую победивший бог забрал себе в знак победы. Об этой голове говорится, что ее ржание “уничтожает все ложные проявления реальности, открывая сияющую реальность свободы”. Хаягрива считается воплощением Яростного Сострадания, помогающего преодолеть внутренний эгоизм и внешние трудности. Хаягрива Гухъясадхана, стоящий на змеях-нагах, обладает также исключительной способностью исцелять болезни, особенно кожные, причиняемые ядовитыми змеями.

Культ Хаягривы был привезен в Тибет Падмасамбхавой, а данная форма была описана в XII веке тибетским ученым, философом и тантристом Шер Ганпой. Согласно этому описанию, его красная центральная голова символизирует силу, зеленая – действие, белая – миролюбие. Его восемь ног попирают восьмерых царей нагов. Он носит “восемь кладбищенских украшений”: короны из пяти черепов, четки из пятидесяти человеческих голов, плащ из кожи слона, шкуру тигра на бедрах, его тело намазано жиром, на бровях кровь, на лбах пепел. Его тело покрывают многочисленные украшения, сделанные из человеческих костей, на груди – костяное Колесо Закона. Идама окружает пламя мудрости.

Известно, что Гуру Падмасамбхава получил передачу практики Хаягривы от Учителя Нагарджуны. Гьялва Чогьянг – близкий ученик Гуру Ринпоче – достиг Просветления благодаря практике Хаягривы. Гьялва Чогьянг был одним из первых семи буддийских монахов Тибета. В монашеские обеты он был посвящён Шантаракшитой и строго соблюдал их. Получив передачу Хаягривы от Гуру Ринпоче, он практиковал её в уединении и достиг уровня видьядхары. В последующих перерождениях он стал известен под именем Кармапа.

***

В этой связи отметим, что два года назад центральным хурулом Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» была выпущена в свет книга молитв и наставлений «Садхана Гухьясадхана Хаягривы «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна». Она адресована прежде всего тем верующим, кто принял посвящение Гухьясадхана Хаягривы. В этой брошюре текст садханы приведен на тибетском письме в сопровождении транслитерации и перевода на русский язык. Перевод с тибетского на русский осуществил Бем Митруев, в подготовке издания принял участие Чагдыр Санджиев, заведующий литературно-переводческим отделом Центрального хурула РК.  

Садхана Гухьясадхана Хаягривы «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна» была написана в ХVIII веке вторым перерожденцем Всеведущего Джамьян Шебы – держателем короны Традиции желтых шапок буддийским монахом Кончок Джигме Вангпо Йеше Цонду Дракпе Дэ (1728-1791). Этот текст напечатан в 9-м томе его 12-томного собрания сочинений, изданного в монастыре Таши Кхьил, в разделе «Цикл садхан медитативных божеств «Источник всего необходимого».

Садхана – санскритский термин, которым в буддизме и индуизме называют духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то». Она включает в себя ряд духовных дисциплин различных буддийских традиций. Садхане следуют ради достижения разных духовных и ритуальных целей, ради духовного очищения и прогресса в духовной жизни. Практика садханы, как правило, заключается в регулярной, ежедневной медитации, повторении мантр, совершении пуджи божеству. 

Традиционно в буддизме и индуизме садхана практикуется под руководством гуру, авторитетного духовного наставника. В некоторых традициях получение от высокого учителя духовного посвящения является одной из стадий в практике садханы. С другой стороны, часто садхану практикуют без особого руководства, индивидуально, без участия в каких-либо религиозных группах.

В августе 2005 года Верховный лама Монголии Богдо-Гегян IХ Джебдзун-Дамба-хутухта (1932-2012) в соответствии с наставлением Далай-ламы даровал в Калмыкии посвящение Гухьясадхана Хаягривы. Новая книга, изданная Центральным хурулом РК, как сказано в предисловии, «посвящается всем тем, кто присутствовал на этом посвящении, а также всем, кто желает практиковать это глубокое учение». 

Богдо-Гегян говорил верующим Калмыкии, что желательно начитывать мантру Хаягривы. У божества Хаягривы несколько эманаций, он относится к идамам, защитникам, а потому очень могущественный. Посвящение на чтение мантры Хаягривы жителям Калмыкии передал сам Его Святейшество Далай-лама. Передачу на чтение мантры многие получили также от Богдо-гегяна и геше Дугды, ламы Тубтена. Мантра Хаягривы предотвращает от самоубийств, убийства, защищает от действия вредоносных духов и злых демонов, способствует миру и спокойствию в душе. Мантра защитника оберегает не только от духов и злобных демонов, но и от злословия и наветов в ваш адрес. Но если вы не получали разрешения на чтение этой мантры, то сначала надо получить от ламы ее передачу. Монахи, работающие в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и хурулах республики по вашей просьбе совершат обряд передачи на чтение мантры Хаягривы. 

В заключение отметим, что в 2016 году в поселке Улан Хол Лаганского района монахи монастыря Дрепунг Гоманг впервые построили песочную мандалу Будды Медицины (а в нынешний приезд они провели в этом селе только молебен и учение). Такие мандалы на протяжении многих лет возводят с целью взрастить в людях чувство сострадания ко всем живым существам, установить гармонию в отношениях между людьми и природой. Как мы писали ранее, тибетские монахи прибыли в Калмыкию с особой миссией совершить тур по Калмыкии. Монахи Дрепунг Гоманга всемирно известны своим особым способом построения мандал, которому они обучаются десятки лет, и являются лучшими мастерами в этом деле. 

Дорджи БАСАЕВ,

пресс-секретарь центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»