Списки с именами более двух тысяч буддистских монахов, большинство из которых подверглись репрессиям в 1920-х – 1930-х годах XX века, впервые были представлены на выставке «Буддизм в Калмыкии: возвращенные имена» в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Вниманию посетителей выставки, которая продлится в течение месяца, впервые представлены копии «69 буддийских грамот» и списков, в которых значатся 2338 священнослужителей, получивших монашескую степень.

«Грамоты – это своего рода служебные удостоверения, подтверждавшие монашескую степень по окончании учебы. В них указаны имя, возраст, хурул, в котором состоит священнослужитель. Самые ранние грамоты датируются 1862 годом, основная часть была выдана в 1898 году. Все документы имеют свой порядковый номер, заверены печатью и подписью высшего духовного лица – верховного ламы калмыцкого народа. В разные годы грамоты подписывали лама Делгеркиев, лама Зодбо Арагба и лама Арши», – рассказал главный архивист Национального архива Калмыкии Бемб Шантаев

Документы датируются 1924 годом. Это одни из последних и наиболее полных списков. Тогда духовенство еще не было законодательно ограничено возрастными рамками – в списках есть дети, которым было по 7-9 лет. После принятия постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» в 1929 году несовершеннолетним запрещено было учиться в духовных учреждениях. Тех, кому не исполнилось 18 лет, вернули домой, они стали жить, как миряне. В списках 1924 года жители Калмыкии могут найти имена своих родственников – ведь долгое время информация о предках-монахах утаивалась.

«Часть священнослужителей была вынуждена снять с себя сан и стать мирянами. Те, кто отказывался, подпадали под жесткие репрессии – кто-то был расстрелян, кого-то сослали в лагеря, посадили в тюрьмы. Но и многих из тех, кто отказался от сана, в итоге постигла та же участь», – подчеркнул ученый.

Как отмечает в своей монографии «Репрессированное буддийское духовенство Калмыкии» кандидат исторических наук Галина Дорджиева, «накануне (1 января 1929 года) широкого наступления власти на антирелигиозном фронте в Калмыцкой автономной области (КАО) насчитывалось 42 хурула, 19 молитвенных домов, 1528 духовных лиц. За девять лет массированного удара, т.е. к 1938 году, в КАО не осталось ни одного практикующего гелюнга и ни одного действующего хурула». Ранее историк Иван Борисенко в книге «Храмы Калмыкии» обнародовал имена 154 священнослужителей, «подвергшихся репрессиям в Калмыкии в 1930-1940 годы», 145 из них – буддийские монахи.

 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Что лучше инжектор или карбюратор? Подробнее на странице http://kamael.com.ua

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после модерации.


Защитный код
Обновить