В силу вступил закон «Об утверждении правил идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Теперь согласно постановлению правительства РФ новый закон, который вступил в силу 5 мая 2019 года, предполагает проверку мессенджерами информации о регистрации номера телефона пользователя у мобильного оператора. 

Тот, в свою очередь, в течение 20 минут обязан предоставить запрашиваемую информацию. Если оператор не успел ответить или номера телефона не оказалось в базе данных, то идентификация не будет считаться пройденной.

В случае если мобильный оператор находит в своей базе запрашиваемый номер телефона, он также обязуется указать, какими мессенджерами пользуется абонент и присвоить ему специальный идентификационный код. Кроме того, при расторжении договора об оказании услуг с абонентом мобильный оператор должен уведомить об этом администрацию мессенджера в течение суток, причем у нее будет 20 минут, чтобы повторно идентифицировать пользователя.

При этом оговаривается, что администрация мессенджера будет обязана ограничить возможность пользователям, не прошедшим процедуру идентификации, отправлять или получать сообщения внутри сервиса.

Ранее вице-премьер Максим Акимов, комментируя инициативу, выражал уверенность, что новые правила идентификации пользователей в мессенджерах не принесут проблем и финансовых затрат для IT-индустрии. Глава Роскомнадзора Александр Жаров, со своей стороны, особо подчеркивал, что новые обязанности операторов связи и мессенджеров не повлияют на тайну переписки, так как запрашиваться будут лишь те сведения, которые необходимы для идентификации пользователей.

Что касается позиции операторов связи, то все опрошенные ТАСС накануне вступления в силу постановления правительства мобильные операторы («Билайн», МТС, «Мегафон» и Tele2) заявили, что готовы к выполнению новых требований.

В свою очередь пресс-служба «Мегафона» ответила, что постановление вводит в легальное русло уже существующие отношения, когда пользователи мессенджеров проходят идентификацию по номеру телефона, поэтому для пользователей этих сервисов ничего не изменится.

А в пресс-службе «Вымпелкома» (бренд "Билайн"), с другой стороны, посетовали на то, что в работе по идентификации пользователей необходимо участие как операторов связи, так и самих мессенджеров, которые, однако, не проявляют заинтересованности в сотрудничестве, передает пресс-служба ТАСС.