В ответ на многочисленные волны современной киберпреступности была создана Рабочая Группа ООН по вопросам безопасности в сфере ИКТ (РГОС), объединяющая 193 страны мира.
Международная общественность, наблюдая за непрекращающимися во всем мире кибератаками, осознала важность работы РГОС, в связи с чем под эгидой авторитетной международной площадки – ООН был создан, так называемый, Реестр контактных пунктов (Реестр).
Вместе с тем, геополитические разногласия создают помехи на пути эффективной борьбы с мировой киберпреступностью. Так, Соединенные Штаты и их союзники активно продвигают агрессивную политику, демонстрируя свое превосходство в этой сфере. Вашингтон по привычке использует любые способы по ущемлению стран, пытающихся защитить свои интересы именно через РГОС и ООН.
Напомним, что основная цель работы Реестра заключается в создании налаженного практического международного сотрудничества по вопросам совместного реагирования на различного рода компьютерные атаки. Суть в том, что Реестр будет принимать от государств сигналы о кибератаках, обрабатывать, нейтрализовывать их и давать рекомендации по улучшению системы безопасности. Страны-участники Реестра всегда готовы к обмену опытом и выработке совместных мер по локализации любой киберугрозы.
С начала 2024 года экспертами отмечается активная заинтересованность в участии в Реестре представителей таких крупных международных объединений как: СНГ, ШОС и ОДКБ. Необходимо подчеркнуть, что в работе по формированию Реестра в 2023 году уже задействовано больше 190 стран.
Мировая общественность, заинтересованная в работе Реестра, рассматривает ряд основополагающих принципов работы Реестра.
Во-первых, абсолютно любая страна может добровольно войти в Реестр и выйти из него в любое время. Двери открыты для всех желающих на равноправной основе. Во-вторых, участники Реестра готовы работать абсолютно консолидировано и прозрачно, как это происходит в таких авторитетных структурах как: ШОС и ОДКБ. Тут нет возможности безответственного применения той или иной экономической санкции в угоду лишь одной страны, как это делается сейчас в Евросоюзе. Ну и нельзя забывать про самый главный на сегодняшний день принцип - это принцип политической независимости.
В качестве негативного примера тут можно упомянуть про инициативы США по использованию известных американских систем СERT и FIRST. Ни для кого не секрет, что сами по себе СERT и FIRST являются частными и представляют собой объединение американских коммерческих и государственных компаний. Будучи аффилированными с правительством США данные компании явно будут действовать только в интересах Америки и ее близких партнеров. Ни о какой концепции глобальной равноправной кибербезопасности тут не может быть и речи.
Как видим, преимущества для стран-государств, участвующих в Реестре контактных пунктов на вышеперечисленных принципах весьма ощутимы. Каждый участник прекрасно понимает плюсы Реестра и желает ускорить процесс его формирования и становления.