Масляная скульптура – традиционное искусство Тибета, которое развилось из подношений торма.  Этот вид искусства не имеет аналогов.  Скульптуры выполняют из масла, смешанного с натуральными красителями. Лепят из этого материала изображения будд, божеств, цветов и животных.

В буддийской практике существуют различные виды подношений. Одно из них – подношение торма, подношение явств. Лама Сопа Ринпоче объясняет, что в тибетском языке корень «тор» - разрушение, так одно из значений торма – разрушение скупости и привязанности.

Торма – это фигуры, которые создаются из муки, смешанной с маслом. Эти фигуры используются во время тантрических ритуалов, которые в проводятся в Центральном хуруле в сентябре, во время празднования Цаган Сар и во многих других обрядах.

Фигуры окрашиваются в различные цвета, но чаще всего это белый или красный, в зависимости какому божеству делается подношение торма. Они имеют различные формы, но чаще всего они конусообразные, их украшают дисками из масла.


Фото: http://savetibet.ru/

«Торма, которые вы видите в хуруле, созданы буддийскими монахами по особенному случаю. Создание скульптур из масла – уникальный и сложный процесс . Для создания таких торма, монахи смешивают масло и воск, в холодной воде создают различные фигуры, затем фигуры крепятся на деревянные пластины. Монахи постоянно охлаждают руки холодной водой, так как теплые пальцы легко расплавляют масло. Тем не менее эта работа считается очень приятной и почетной. Такие торма можно увидеть в музее истории буддизма или в зале Центрального Хурула. Подношение торма используются в различных обрядах и используют их по-разному: некоторые из них сжигают, съедают или оставляют на алтаре» - рассказала РИА «Калмыкия» Дельгира Бадмаева, волонтер Центрального Хурула.

Эта эфемерная скульптура выставляется в храмах зимой и только ночью, потому что она легко может растаять. Таким образом, она служит символом быстротечности и иллюзорности бытия.

Художественные приемы создания масляных фигур передавались от учителя к ученику. Существует легенда о возникновении этого искусства.


Она гласит, что когда принцесса Вэньчэн привезла в храм священную статую Джово Будды, монахи хотели сделать подношения цветов, но из-за холодного и сухого климата цветы в Лхасе были большой редкостью. Тогда монахи сделали цветы из ячьего масла и поднесли их статуе Джово Будды.


Для верующих масляные фигуры – объект поклонения и обращения к богам, а для путешественников – возможность полюбоваться древним искусством. Провинция Амдо Восточного Тибета славится мастерами искусства масляной скульптуры. Самые известные мастера – это монахи монастыря Кумбум. Полнолуние первого лунного месяца считается особым днем, когда Будда Шакьямуни совершил последнее из пятнадцати чудес. В этот день заканчивается великий молитвенный фестиваль Монлам Ченмо. Каждый год в этот день масляные скульптуры выносят на обозрение, тысячи людей приезжают, чтобы полюбоваться и поклониться фигурам. На следующий день скульптуры относят в один из храмов монастыря, где они стоят до следующего года.

Искусство масляной скульптуры до сих пор занимает важную роль в Тибете. Кочевники, проживающие в отдаленных горных районах, приносят в монастыри ячье масло в качестве подношения монастырю, буддам и божествам.

Сюжеты масляных фигур разнообразны. Чаще всего они представляют собой различные буддийские символы, персонажей легенд, животных. Сейчас хранить такие фигуры проще: их помещают в закрытые стеклянные сосуды, где поддерживается низкая температура, так они могут сохраниться надолго.

В масляной скульптуре отразилось всё — история, этнография, фольклор, литература и быт народа.