Репетиции спектакля «Сон в летнюю ночь» начались с приходом пандемии, то есть три года назад. Спектакль пришлось отложить. Несмотря на сложности, 28 января состоялась премьера долгожданной комедии, билеты на которую полностью раскупили. Корреспондентка РИА Калмыкия пообщалась с режиссёром постановки Зурабом Нанобашвили. О театре, репетициях в зуме и о 74 костюмах для спектаклей, сшитых одной швеёй — в нашем материале. 

Автор:  Валерия Нохаева

Накануне, 15 января, в Республиканском русском театре драмы и комедии состоялась премьера спектакля «Гроза» по пьесе Александра Островского. Она прошла с оглушительным успехом: зрители не отпускали со сцены актеров, режиссера спектакля, заслуженного артиста России Зураба Нанобашвили и художника спектакля, заслуженного деятеля искусств Калмыкии Павла Корниенко. Сейчас театр готов показать зрителям еще одну постановку «Сон в летнюю ночь».

В 2002 году Зураб Нанобавшили – режиссер из Грузии – провёл премьеру двух спектаклей в Республиканском Русском театре драмы и комедии: «Мне скучно, бес» по «Маленьким трагедиям» Пушкина и комедию «Публике смотреть воспрещается». Спустя 20 лет он вернулся в этот театр, чтобы показать зрителям ещё два спектакля.

Что для вас значит театр?

— Театр — образ жизни, образ мышления. Он всегда говорит о том, чтобы мы были совершенными. Театр не дает ответы на многие вещи. Он ставит глубокие вопросы — за ними мы и тащимся сюда. Ведь поставить вопрос своевременно очень трудно.

Кроме того, театр носит визуальный характер, это место, где просвещаются люди. С появлением Пушкинских карт я очень рад, что молодые люди могут свободно посещать театры.

Какие ваши впечатления о Русском театре в Калмыкии?

— Всё в театре нравится. Мне хорошо и комфортно, благодаря Виктору Хаптаханову. Он меня пригласил, и я через 20 лет вернулся сюда на две постановки.

У каждого театра есть своя атмосфера. Какая атмосфера в этом театре?

— Здесь атмосфера семейности. И это прелестно, это прекрасно.

«Калмыцкий зритель» — какой он?

— Очень добродушный. Ещё не успели свет зажечь в зале, зрители стояли и аплодировали. Все билеты раскуплены.

Почему вы решили организовать постановку именно этих двух спектаклей?

— Потому что это два больших хороших текста. И две пьесы разной природы. Одна такая драма, провинциальная жизнь, где можно говорить о свободе выбора, о семейных укладах, о том, как заблуждение человека может загнать в тупик. И комедия, где чудо – чудесный цветок — может всё напутать.

Когда была начата работа? И почему между премьерами спектаклей такой короткий промежуток времени?

— Начали работу в 2020 году, во время пандемии. Мы работали онлайн, репетировали по зуму. Было весело. А потом я приехал, мы должны были выпустить постановки в ноябре. Потом опять болезни и карантин. А сейчас мы решили: «Всё! Кровь из носа! Как есть, давайте выпустим драму и комедию».

Прошло примерно полторы недели с премьеры «Грозы». Придут зрители и будут видеть труппу уже в другом спектакле через короткое время. Мы готовы дать другую премьеру. Это здорово, тем более в наше время, когда так тяжело с этими болезнями, с пандемией и постоянными разговорами про войну.

И мы хотим Вас сюда затащить, где всегда свет, где вы свои проблемы можете оставить на пороге.

О чем пьеса «Сон в летнюю ночь»? Чем обусловлен выбор пьесы?

— «Сон в летнюю ночь» — про любовь, про ребят, которым приходиться выбирать: смириться или бороться за любовь.

Мне просто захотелось сделать «сказку для взрослых». Хотя можно было сделать его в любом ключе, тем более после «Грозы». Захотелось легкости: цветов, полётов, эльфов. Шекспир – это очень богатая почва, что не посади, всё равно что-то вырастет.

Мы сочинили сказку, хотя могли сочинить и не сказку. Это не исключает первый план, второй план, определенную философию. За этой легкостью не исключается, что надо будет думать, потому что театральный зритель должен тоже стараться. Не только артист. Зрителю тоже приходиться нелегко.

Расскажите про костюмы и декорации

— Для постановки всё сделано руками цехов. Директор театра и главный художник театра, он же художник-постановщик обоих спектаклей, выделили средства. Они делали всё своими руками. Ничего готового не было.

Аббя Очировна сшила 74 костюма. Одна. Из разных эпох. Для «Грозы» и для этого спектакля. Уникальная женщина.

Вы наблюдали за членами труппы? Как они перестраивались с одного спектакля в другой?

— Труппа не очень большая, приходится артистам героев играть и там, и там. Для них это большой опыт, когда меняется способ существования в спектакле, взаимоотношение друг с другом, природа чувств. Всё это интересно наблюдать в части профессиональной, так и зрительской.

Кому-то сложно, кому-то легко, но все с интересом работали. Если бы не было интереса исполнителей, мы бы не дошли до премьерного дня, потому что много препятствий приходится преодолевать за это время.

Что главное в работе с артистами?

— Всё — главное. Взаимоотношение, взаимоуважение, взаимопонимание, атмосфера на репетициях – это всё очень важно.

Какие эмоции вы испытываете во время премьеры?

— Волнение (смеется). Волнение. Стараюсь ни с кем не встречаться, ни с кем не говорить. Стараюсь не делать замечание артистам, так как они уже погружаются в эту историю.

 Сейчас во время пандемии, что люди могут получить от спектакля, что могут увидеть?

— Заряд эмоций, любви, свободы. Возможно, что кто-то поверит в волшебство, кто-то поверит в то, что любовь – это то чувство, которое управляет всем и всегда, мстить через любовь неправильно и не нужно.

А что ещё предстоит? Какие у Вас дальнейшие планы?

— Планов много, но это уже не связано с Русским театром в Элисте. Это планы в других городах. Сейчас у меня такой период последние три года, когда мне нравится странствовать. Нравится передвигаться, делится эмоциями и мыслями.

Как развивать театр в Калмыкии?

— Театральная жизнь должна быть многополярной в городе и республике. Если она будет многополярной, то будет и конкуренция, и у зрителя будет право выбора, что смотреть. Если будет гегемония какой-то одной эстетики, то оно не будет развиваться. Любое искусство имеет место быть. Чем больше будет выбора у зрителя, тем лучше.