РИА Калмыкия сообщало, что калмыцкое региональное отделение партии «Единая Россия» предложило снизить транспортный налог в республике. Глава Калмыкии Бату Хасиков оценил эту инициативу как правильную и поддержал ее. Он отметил, что подобные меры способствуют повышению качества жизни жителей республики. Заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) РК Сергей Сухинин рассказал СМИ почему хотят снизить транспортный налог для автовладельцев и повлияет ли это на бюджет республики.

Владельцы автомобилей в России обязаны платить транспортный налог. Водитель раз в год получает от ФНС квитанцию с суммой налога, рассчитанной по специальной формуле. Существует ряд автовладельцев, которые освобождены от уплаты этого налога. Срок уплаты налога — до 1 декабря каждого года.

Транспортный налог является региональным, то есть деньги от налога пополняют бюджет региона, в котором зарегистрирован собственник. Этот налог расходуют на дороги и дорожную инфраструктуру конкретного региона. Размер пошлины зависит от мощности автомобиля, поэтому суммы для разных категорий машин могут отличаться. 

В Калмыкии предлагают снизить ставки по транспортному налогу на 30% в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 200 л.с.  Изменения предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. Глава Калмыкии отметил, что предложение коснется более 73 тысяч зарегистрированных в республике транспортных средств или более 85%. 

Как отметил Сергей Сухинин, ничего неожиданного в появлении данной инициативы нет, «идея отмены транспортного налога уже давно витает в воздухе». По его словам, взимание транспортного налога должно осуществляться как минимум справедливо. Автомобилисты знают, заправляя машину бензином или дизельным топливом, они платят акцизный сбор на горюче-смазочные материалы. Когда вводился этот акцизный сбор, подразумевалось, что он заменит собой транспортный налог. Работал бы принцип: кто больше ездит, тот больше платит. Однако этого не произошло: автовладелец платит и транспортный налог, и акцизный сбор на ГСМ.

Повлияет ли отмена налога на бюджет республики?

Сухинин отметил, прежде чем принять какое-либо решение, требуется тщательная и всесторонняя финансовая, экономическая проработка такой меры. «Что для Калмыкии значит транспортный налог? Это чуть больше 205 млн руб., которые в 2021 году поступают в бюджет республики. Вот цена вопроса. На сегодня объем Дорожного фонда Калмыкии составляет более 2,2 млрд руб. На следующий год, по проекту бюджета, он увеличится до 2,8 млрд, в 2023-м превысит 3,5 млрд руб. Наполнение дорожного фонда происходит в основном за счет акциза на ГСМ. Как видим, сумма поступлений от этого акциза в разы больше, чем от транспортного налога. И потому главное для всех сторон, участвующих в проработке данного вопроса, — найти наиболее грамотное, финансово обоснованное решение», — рассказал заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) РК Сергей Сухинин.

В России  базовые ставки установлены по пяти категориям: до 100 л.с. – 2,5 руб., от 100 до 150 л.с. – 3,5 руб., от 150 до 200 л.с. – 5 руб., от 200 до 250 л.с. – 7,5 руб. и свыше 250 л.с. – 15 руб. Они, согласно Налоговому кодексу, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. В Калмыкии в ноябре 2014 года приняли закон РК «О транспортном налоге», поэтому автовладельцы платят транспортный налог по ставкам, установленным этим законом. Эти ставки существенно отличаются от базовых: до 100 л.с. – 11 руб., от 100 до 150 л.с. – 22 руб., от 150 до 200 л.с. – 47 руб., от 200 до 250 л.с. – 75 руб. и свыше 250 л.с. – 150 руб.

«Сравните эти цифры с базовыми ставками. Если в первых двух категориях ставки увеличили в 4 и 6 раз, то в трех последних категориях – в 9-10 раз. Экономическое обоснование такой избирательности найти трудно», — комментирует Сергей Сухинин.

Владельцы машин с мощностью двигателя 250 л.с. платят за них полной монетой. Правительство России отрегулировало транспортный налог для дорогостоящих автомобилей, введя налог на роскошь. С 2014 года за машину дороже 3 млн руб. транспортный налог платится с применением повышающих коэффициентов. В первый год за автомобиль стоимостью от 3 до 5 млн руб. транспортный налог рассчитывается с коэффициентом 1,5; на второй год – 1,3, на третий – 1,1. Если автомобиль стоит от 5 до 10 млн, то в течение 5 лет с года выпуска на него действует двойной тариф.

«Можно сопоставить разницу в ценах на автомобили и разницу в размере налога. Цена автомобиля мощностью до 100 л.с. не более миллиона руб., а мощностью свыше 250 л.с. – от 5 млн руб. и больше. За первое авто налог составит 1,1 тыс. руб., за второй – 37 тыс. руб. Что получается? Разница в ценах – от 5 раз и более, а размер транспортного налога отличается почти в 35 раз! Ну в 5 раз больше — было бы понятно, но не в 35 же…», — объяснил Сухинин.

Сегодня под налог на роскошь попали «KIA», «Skoda», «Toyotа», «Volkswagen» и «Peugeot» — модели из массового сегмента. В значительной степени это произошло из-за постоянного роста цен на новые автомобили. Как отмечает Сергей Сухинин, эти автомобили отнюдь не элитные, они часто встречаются на наших дорогах, их владельцы платят транспортный налог с повышающим коэффициентом. Это еще один аргумент в пользу того, почему в республике обсуждается этот вопрос.

На вопрос будут ли снижать и отменять налог, Сергей Сухинин ответил, что для начала надо определиться принципиально. Кардинальный подход — это отменить налог полностью. Как он объяснил, если сделать это одномоментно, бюджет потеряет доходы на сумму более 200 млн руб. Отмену транспортного налога в тысячу рублей человек вряд ли почувствует и вряд ли его жизнь от этого улучшится. А отмену налога в 20-40 тыс. руб. для самых мощных машин наша республика и ее бюджет не в состоянии себе позволить.

«Моя личная позиция: налоги должны платить все. В противном случае окажется, что и автовладелец, и не автовладелец оба не платят транспортный налог. Но ведь второй в отличие от первого не вредит выхлопными газами окружающей среде, не изнашивает дороги и трассы», — пояснил Сергей Сухинин.

Можно плавно снижать налоговые ставки на протяжении ряда лет, чтобы избежать резкого выпадения доходов. Это позволит перестроить бюджетное планирование, в том числе и дорожного фонда, а жители республики в итоге почувствуют снижение налоговой нагрузки. 

Каковы конкретные предложения?

Первый путь самый простой: снизить налог до базовых ставок, какие прописаны в Налоговом кодексе РФ. Второй путь: брать за основу те же базовые ставки и увеличить их по всем категориям одинаково — в 4 раза. Что получится? В категории до 100 л.с. ставка будет 10 руб. за 1 л.с. (сейчас 11 руб.), в категории 100-150 л.с. - 14 руб. (сейчас 22), в категории 150-200 л.с. - 20 руб. (сейчас 47), в категории 200-250 л.с. – 30 руб. (сейчас 75) и свыше 250 л.с. - 60 руб. (сейчас 150). По мнению Сухинина, это справедливый подход к расчету транспортного налога. В итоге ставки во всех категориях уменьшатся, снизится размер налога, и главное — ко всем применен одинаковый подход. В течение трех лет поэтапно, каждый год снижать действующие ставки на 30%, чтобы плавно подойти к новым ставкам. 

И третий путь: при налогообложении автомобилей учитывать количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. К примеру, если мы ориентируемся на ставку 60 руб. в категории свыше 250 л.с., то к ней можно прийти путем постепенного снижения ставки на 30%. Т.е. действующая ставка 150 руб. применяется первые 3 года, затем 100 руб. в последующие 2 года и, наконец, 60 руб., когда машине больше пяти лет.  

Сергей Сухинин пояснил, почему учитывать возраст машин — это правильно. К категории от 100 до 150 л.с. относится популярный автомобиль «Лада Веста» с мощностью двигателя 106 л.с. При действующей ставке 22 руб. ее владелец заплатит налог в сумме 2332 руб. За те же деньги вместо новенькой «Весты» можно приобрести подержанный «Mersedes», «BMW» или «Toyota Camry». Поскольку мощность двигателя у них свыше 250 л.с., то к ним будет применяться ставка 150 руб. Скажем, за «Toyota Camry» 2007 года выпуска, купленную за миллион рублей, надо уплатить транспортный налог в размере 41,5 тыс. руб. Разница весьма ощутимая. Поэтому и нужны дифференцированные ставки, учитывающие год выпуска автомобиля. То есть для машин старше 5 лет ставки налога будут пониженными. 

Можно сравнить ставки транспортного налога в нашей республике и в других субъектах РФ и картина будет более наглядная, если еще и принимать во внимание среднемесячную зарплату по экономике региона. «В Калмыкии она самая низкая в Южном федеральном округе — чуть более 32 тыс. руб. При этом по налоговым ставкам транспортного налога мы обгоняем многих своих соседей. К примеру, в Ингушетии, где средняя зарплата 31,3 тыс. руб., налоговые ставки существенно ниже — 5, 7, 15, 35 и 50 руб. за 1 л.с. В Ставропольском крае при средней зарплате 35,4 тыс. руб. ставки тоже ниже, чем у нас. В различных категориях ставки в Калмыкии выше, чем в Ростовской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Крыму, Адыгее. Уровень действующих у нас ставок по транспортному налогу соответствует Москве, где средняя заработная плата по экономике составляет более 117,7 тыс. руб. Есть в этом хотя бы элемент справедливости?!», — сетует Сухинин.

Принятие конкретного решения по новой инициативе «Единой России» потребует кропотливой работы по обсуждению вариантов, выработке согласованной позиции с участием регионального правительства, всех заинтересованных сторон. Заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) РК отметил, что в пользу новой инициативы говорят два простых аргумента, которые трудно опровергнуть. «Во-первых, это справедливый, обоснованный расчет транспортного налога; во-вторых, чтобы платить налоги, как в Москве, надо получать зарплату, как в Москве. Уровень доходов нашего населения гораздо ниже, поэтому партия «Единая Россия» и считает сегодня своей важной задачей работать над планомерным снижением налоговой нагрузки на жителей нашей республики. Да, пополнять бюджет нужно, но не таким способом, если уж мы ставим во главу угла своей деятельности благополучие человека», — отметил он.
 
Депутаты фракции «Единой России» в Народном Хурале работают над данным вопросом с Правительством. Итогом совместной работы должен стать единственно верный вариант, учитывающий позицию всех участников этой работы и населения Калмыкии. Каждый житель нашей республики может отправить свои предложения в Народный Хурал по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. «Мы открыты для обсуждения нашей инициативы», — добавил заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) РК Сергей Сухинин.