Сегодня, 6 июля, Его Святейшеству Далай-ламе XIV Тензин Гьяцо исполняется 85 лет (по григорианскому календарю). Для всех буддистов мира - это великий праздник.

Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер, расположенной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. Девять его братьев и сестёр умерли в раннем детстве. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп. Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета — Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом.
В 1937 году Лхамо Тхондуп был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 году возведен на престол.
Его Святейшество начал учиться в монастыре в шестилетнем возрасте. Учебная программа, восходящая к традиции монастыря-университета Наланда, состояла из пяти основных и пяти дополнительных предметов. Среди основных дисциплин были логика, изобразительное искусство, санскритская грамматика и медицина, но главный упор делался на буддийской философии, которая в свою очередь включала пять разделов: праджняпарамита, совершенная мудрость; мадхьямака, философия Срединного пути; виная, свод правил монашеской дисциплины; абхидхарма, метафизика; и прамана, логика и теория познания. Среди пяти дополнительных предметов были поэзия, драматическое искусство, астрология, написание сочинений и изучение синонимов. В 1959 году в возрасте 23 лет Его Святейшество сдал выпускные экзамены в Лхасе в храме Джокханг во время Великого молитвенного собрания (Монлам Ченмо). Сдав экзамены с отличием, он получил степень геше-лхарампы, высшую ученую степень в буддийской философии.
После вторжения в Тибет китайских войск в 1949 и в 50-х годах Его Святейшество был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени и по настоящее время он живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш, Индия), где находится Тибетское правительство в изгнании.

У Его Святейшества Далай-ламы в его нынешнем рождении есть три основных обязательства:
Во-первых, являясь представителем человеческой расы, Его Святейшество видит свое обязательство в пропаганде общечеловеческих ценностей, таких как сострадание, терпение, самодисциплина, умение прощать и довольствоваться малым. Все человеческие существа равны. Все мы хотим счастья и не желаем страдать. Даже люди, которые не исповедуют ту или иную религию, признают значимость этих общечеловеческих ценностей — они необходимы, если мы хотим сделать нашу жизнь счастливее. Его Святейшество определяет эти ценности как секулярную (светскую) этику. Он считает своей обязанностью говорить о важности общечеловеческих ценностей с каждым, кого он встречает на своем пути.

Во-вторых, будучи религиозным практиком, Его Святейшество считает своим обязательством пропаганду гармонии и взаимопонимания в отношениях между крупнейшими религиозными традициями. Несмотря на различия в философских воззрениях, все основные мировые религии в равной степени способны содействовать воспитанию хороших, добрых людей. А потому важно, чтобы представители всех религиозных течений питали уважение друг к другу и признавали ценность других религий. Формула «одна истина, одна религия» является верной для отдельной личности. Однако для общества необходимо множество истин и множество религий

В-третьих, Его Святейшество — тибетец и носит имя «Далай-лама». Тибетцы возлагают на него свои надежды. А потому его третье обязательство связано с тибетским вопросом. Его Святейшество называет себя свободным представителем тибетского народа в его борьбе за справедливость. Что касается третьего обязательства, то оно будет выполнено, когда тибетцы и китайцы придут к взаимовыгодному решению тибетского вопроса.

Кроме того, в последнее время Его Святейшество Далай-лама принял на себя четвертое обязательство – пробуждать у молодого поколения современных индийцев понимание ценности древнеиндийских знаний. Его Святейшество убежден, что накопленные в Древней Индии богатые сведения об устройстве сознания и эмоций, а также разработанные в индийских духовных традициях техники тренировки сознания, такие как медитация, необыкновенно актуальны в наше время. Поскольку в Индии на протяжении многих веков процветают традиции логического анализа и размышлений, Его Святейшество уверен, что это древнее знание можно сочетать с современным образованием в светском, академическом ключе. Его Святейшество полагает, что в силу исторических причин у Индии есть уникальная возможность успешно соединить древние и новейшие методы познания во имя продвижения в современном обществе более целостного образа жизни, опирающегося на этические ценности.

Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо - величайший философ, мудрец нашего времени, учёный, лауреат Нобелевской премии мира. Но он называет себя простым буддийским монахом и ведет такую же аскетическую жизнь, как и великие святые прошлого. Далай-лама снискал себе уважение людей всего мира, прежде всего, тем, что живет по тем принципам любви и сострадания, которые проповедует. Он совершенно искренен во всех своих действиях и поступках. Во всем мире его признают как высочайший авторитет чистой нравственности и мудрости.

Как пишет известный американский буддолог и друг Его Святейшества Далай-ламы проф. Роберт Турман, «кажется, Далай-лама нравится всем без исключения, даже тем, кто изначально был скептически настроен по отношению к нему. В чем причина такого феноменального явления? Прежде всего, думается, в том, что он настоящий буддийский монах, полностью обуздавший и умиротворивший собственный ум и ясно сознающий, кто он есть на самом деле и какова реальность на самом деле, а потому лишенный тех препятствий, которые мешают собственному развитию, подлинному взаимопониманию и сердечному общению людей. А раз нет внутренних препятствий, то ничто не мешает изливаться его энергии всеобъемлющей любви на тех, с кем Далай-лама встречается. И люди не могут не чувствовать этого. Его Святейшество Далай-лама настолько чист от присущих нам, обычным людям, привязанностей к положению, славе, репутации, титулу, богатству и прочим привлекательным вещам, что без ложной скромности называет себя обычным человеком и обращается к другим людям не как Далай-лама, а как человек. Он говорит с людьми, куда бы ни отправился, о тех вещах, которые всех объединяют и по-настоящему важны для каждого отдельного человека, для человечества и нашей планеты».

Буддизм - древнейшая мировая религия и одна из основных четырех традиционных религий России. Сегодня в нашей стране насчитывается около 1,5 миллиона последователей буддизма. Большинство проживает в Бурятии, Калмыкии, Туве, Алтайском и Забайкальском краях. Его Святейшество Далай-лама часто говорит о давних тесных связях российских буддистов и Тибета.

«С народами России нас связывают уникальные совершенно особые отношения, уходящие корнями в историю. Многие монахи из России годами учились в монастырях Тибета и становились очень хорошими учёными и настоятелями. Когда я жил в Тибете (до 1959г), у нас было много блестящих учённых из Бурятии, Калмыкии и Тувы».

«Российская федерация - это великая страна, обладающая большой мощью, с географической точки зрения она служит мостом между Востоком и Западом».

«Сегодня российским буддистам следует уделять особое внимание изучению буддизма... Я уверен, что у российских буддистов большое будущее".

Поздравление Его Святейшества Далай-ламы народа Калмыкии по случаю 100-летия калмыцкой автономии от 2 марта 2020 года:

"Мне было очень приятно узнать, что в этом году исполняется 100 лет автономии Республики Калмыкия в составе Российской Федерации. Особые отношения между народами Калмыкии и Тибета имеют давнюю историю, так как мы являемся последователями санскритской традиции буддизма, которая многие годы поддерживалась в знаменитом университете Наланда. Мне посчастливилось посетить республику Калмыкия три раза, и я был восхищен тем, что, несмотря на трудные периоды в прошлом, люди сохранили очень сильную веру в Учение Будды. В последние годы растет интерес к возрождению Калмыцкого буддийского наследия. Студенты из Калмыкии учатся в монашеских образовательных центрах, которые нам удалось восстановить в Индии, также постоянный поток паломников из Калмыкии посещает Индию, чтобы услышать учение тибетских Учителей. В прошлом в Тибете были ученые из Калмыкии, а также других российских буддийских республик, таких как Бурятия и Тыва, которые внесли большой вклад в развитие тибетского буддизма. Некоторые из этих ученых занимали высокие посты в крупнейших тибетских монастырях. Сегодня я призываю народ Калмыкии стать буддистами 21 века, не только сохраняя глубокую веру в Будду, но и развивая глубокое понимание того, чему он учил. Тем не менее, одного понимания недостаточно; мы должны применять на практике в повседневной жизни то, что мы проповедуем. Это означает развитие искренней заботы о благополучии других, с помощью которой мы все можем внести свой вклад в построение более спокойного мира. По этому особому случаю я посылаю Вам свои добрые пожелания и молитвы за ваш мир, процветание и счастье".

В культуре калмыков образ Далай-ламы занимает особое место. Далай-лама для калмыков в первую очередь духовный лидер, который ведет каждого буддиста по Пути Дхармы. Исторически тибетские далай-ламы имеют крепкую связь с ойрат-калмыками. В XVII веке, когда наши предки стали массово принимать буддизм, просветитель Зая-пандита с благословения Далай-ламы стал укреплять Учение Будды среди ойратов и монголов. Калмыцкие ханы утверждались на ханский престол только после получения ханских грамот и печати от Далай-ламы. Названия многих калмыцких хурулов было посвящено Далай-ламам и он являлся их духовным покровителем.

С тех пор далай-ламы стали вечным объектом паломничества калмыков в далекий и таинственный Тибет. Мечтой каждого верующего калмыка было достичь Священной Лхасы и поклониться стопам Далай-ламы. О паломничестве к Далай-ламе складывались песни, которые становились гимном ойратов – «Зу гидг hазр». Образ Далай-ламы можем встретить во многих калмыцких легендах, сказаниях и песнях. Например, «Дала ламин сөөвң» (Помощник Далай-ламы).

В 1771 году, когда Калмыцкое ханство было упразднено калмыцко-тибетские связи практически прекратились. Только в конце XIX века состоялся первый визит посланника Далай-ламы XIII Агвана Доржиева в Калмыкию. В это время он взял с собой в Тибет ученика Бага-Чоносовского хурула Бадму Боваева, будущего геше-лхарамбу, автора религиозной поэмы «Чикнә хуҗр» (Услаждение слуха). Интересна была процедура отбора кандидатов на обучение в Тибете. На рассвете два банди, смотрели в направление Тибета. Они должны были описать дворец Далай-ламы – Поталу. Один юноша ничего не увидел и лишь Бадма Боваев описал в красках и практически во всех деталях дворец, который никогда не видел.

С первыми двумя визитами Далай-ламы XIV-го (1991-1992 гг.) связано возрождение буддизма в Калмыкии – строительство хурулов, открытие буддийских центров и общин верующих, подготовка духовенства в тибетских монастырях Индии.

6 июля Всемирно известному Учителю - Его Святейшеству Далай-ламе исполняется 85 лет ( по григорианскому календарю). В этот день многие известные деятели науки, культуры, искусства, образования, главы государств и регионов, политические и общественные деятели, представители разных религий и народов будут поздравлять Его Святейшество с юбилеем.
Буддисты Калмыкии присоединяются ко всем поздравлениям и желают Драгоценному Наставнику крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Что является лучшим подарком для Далай-ламы? На этот вопрос Его Святейшество ответил сам:
«Если вы любите меня, то помните о трёх моих обязательствах.
Где бы вы не жили, старайтесь создавать вокруг себя атмосферу сострадания, стройте сострадательное общество, добивайтесь межконфессионального согласия.
И ещё, рассказывайте как можно большему числу людей о пользе тех знаний тибетцев, которые были заимствованы ими из института Наланда. Верующий вы человек или нет, имеет смысл включить эти тибетские знания (буддийского учения) в число предметов для академического изучения. Если вы станете претворять эти знания на практике и уделять им больше внимания, то это будет лучший подарок на мой день рождения».