В ноябре в столице Калмыкии разрушили инсталляцию с надписью «Элиста» на въезде в город. Нарушительницами оказались две школьницы 2005 года рождения. Об этом сообщила пресс-служба мэрии.

Законных представителей учащихся привлекли к ответственности, с ними же провели профилактические беседы. Инсталляция восстановлена. Но факты вандализма в городе продолжаются: неизвестные разбили окна в строящемся доме, а кто-то разрисовал стойким маркером новые элистинские остановки.


В МВД России объясняют причину детского и подросткого вандализма так. «Скука», «желание развлечься» и «возможность поднять статус в группе сверстников». По версии ведомства, так ребята могут изливать свое раздражение. А дети младшего возраста просто исследуют и познают, разрушая.

Пользователи соцсетей высказываются: «В первую очередь, детей нужно правильно воспитывать. Все идет от семьи, от родителей!» Корреспондентка РИА Калмыкия спросила у Буйнты Манжеевой, педагога раннего развития и коуча по семейному консультированию, и Елены Армановой, гуманного педагога и детского психолога, так ли это?

 

Откуда у подростков берется желание разрисовать бранными словами общественное место или разрушить его?

 

- Здесь может быть целый спектр причин. Одна из них – факт накопленной агрессии у ребенка. Возможно, он пытается привлечь к себе внимание, которое не получает у себя дома в здоровой форме.

Любой человек стремится к самовыражению. Это естественно и нормально. Он может выражаться в творчестве, в увлечениях. Если у ребенка нет возможности заниматься тем, что он любит и если он испытывает давление или агрессию к себе, то, к сожалению, его самовыражение будет проявляться негативно. «Темная сторона» сильно завлекает, особенно если у ребенка нет светлых моментов в жизни.

 

Могут ли они быть опасными для общества?

 

- Дети не могут быть опасными для общества, потому что они пришли в этот мир очень чистыми. Это мы, взрослые, делаем из них тех, кто потом становится опасным, совершающим девиантные поступки.

Задача общества – сделать так, чтобы его поведение было безопасным. Опасными для общества могут стать поступки тех детей, которые сами находятся в угрожающих для себя условиях.

 

Что делать родителям, если они узнают об этих действиях своих детей? Стоит ли им «пугать» их ответственностью перед законом?

 

- Во-первых, нужно разделять личность и поступок. Поступок может быть плохим, некорректным, девиантным, а личность не может быть плохой. Личность – это, прежде всего, человек, у которого точно есть причина на то или иное деяние.

С чем мы сегодня сталкиваемся, говорит об обратном. На какой-то некрасивый и нехороший поступок реакция взрослого всегда очень агрессивная. Мы тут же начинаем «взвинчиваться», потому что эмоции берут верх. Мы начинаем ругать. Часто происходит физическое насилие – поднимается рука по отношению к ребенку. Этот способ точно не работает. Так же, как и применение закона. Строгого и наказательного.

Когда мы не разбираем причины и следствия, мы заходим на второй круг подобных деяний. А они могут становиться все хуже и хуже.

 

Причины понятны. А что делать?

 

- Понимание того, почему ребенок так себя ведет, поможет узнать родителю, как ему помочь. Возможно, у него есть конфликты или он чувствует себя неуверенно.

Важно применять ненасильственные наказания. Может, ввести ограничение на времяпрепровождение с друзьями или в социальных сетях. Это вариативно. Важно сказать ребенку, что в любом случае вы на его стороне. При этом нужно призвать извиниться, если чье-то имущество было нарушено.

Ребенок должен научиться выбирать действия. Это случится, если мы поможем ему направить энергию в правильное созидательное русло. Ведь они действительно круто рисуют.

 

РЕЗЮМЕ:

- Было бы здорово, если бы ребенок не совершал подобных актов вандализма не потому, что он боится закона. Он внутренне не захочет этого делать. Он осознает ценность этой остановки, места, в которое вкладывался человек. И он будет ценить это. Мы пристегиваем ремни безопасности не потому, что боимся штрафов. Мы бережем свою жизнь. Эти ценности начинаются только в семье. Если этим наполнять семейные вечера, только тогда можем думать о каких-то изменениях в обществе. Этот разговор не про закон. Это – про перезагрузку семейной системы, про этическое воспитание, любовь и доброту.