Цаһан Сар – праздник, знаменующий приход весны. Его отмечают в первый день первого лунного месяца,  в переводе с калмыцкого языка означает «белый месяц».

Празднование Цаһан Сар имеет отличительные особенности. Одно из них – религиозно-мифологическое обоснование праздника. Так, существует несколько вариантов легенд о небесной деве Окон Тенгри, с деяниями которой связано происхождение Цаһан Сар. По самой распространенной версии, Буддийская богиня спасла людей от своего сына, который должен был уничтожить человеческий род.

«Все старались встретить праздник широко и весело, ведь существовало поверье: как встретишь весну, так и снимешь урожай (имеется в виду, чем богаче отпразднуешь, тем тучнее будет урожай). Поэтому столы ломились от вкусных и редких блюд. Очень любили праздник Цаһан Сар дети, потому что их красиво и нарядно одевали, часто по случаю праздника им шили новую одежду, и разрешали ходить в гости к родственникам взяв с собой связку борцоков. А в гостях их одаривали лакомствами, давали деньги. Дети вдоволь наедались сладостей, набивали ими карманы, приносили их домой, а там, припрятав, растягивали сладкий праздник еще на несколько дней», – отмечает заведующая национального детского сада №16 «Бадмцецг» Гиляна Эрдниева.

Накануне ставят дееҗ, в который выкладывают три целвг, несколько хорха боорцг, кит, хуцин толга, жола, шовун, а также сладости в виде конфет и печенья. Дееҗин хот надо съедать через три дня, причем есть его можно только членам семьи. В день самого праздника жарят борцоки разных форм, каждая из которых имеет свое значение. Варят калмыцкий чай и поздравляют членов семьи с приходом весны, произнося пожелания за праздничным столом.

 

 

 

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после модерации.


Защитный код
Обновить