В республике практически нет исторической застройки — калмыки вели кочевой образ жизни и осели ближе к началу 20-го века. В республике было не так много дореволюционных построек и значительная их часть сконцентрирована в Городовиковском районе.
Автор: Наталья Лузганова
Речь идет о «Гахаевских постройках» — это комплекс больничных зданий, здание полиции, краеведческий музей, сторожка Алексеевской церкви и водонапорная башня, достопримечательность Городовиковска. Их построили в примерно в 1910 годах. Сама резиденция Михаила Гахаева не сохранилась — пожар не пощадил красивое двухэтажное здание.
Редакция РИА Калмыкия узнала о современном состоянии «гахаевских построек» и о том, что же их ждет.
Откуда взялось наследие Гахаева
Михаил Гахаев был последним нойоном Большедербетовского улуса. Он много внимания уделял тому месту, где жил: высадил прекрасную дубовую рощу, за что был награжден золотой медалью, построил первую улусную больницу, которая стоит до сих пор. В ней лечились не только жители улуса, но и сёл за его пределами. В 1914 году ее посетили 19 тысяч человек.
«Гахаевские постройки» выполнены в стиле «модерн» по проекту и чертежам главного архитектора Ставропольской губернии Григория Кускова. Их легко узнать по красному кирпичу, который делали здесь же. По словам замначальника Управления по охране объектов культурного наследия РК Евгения Матвенова, кирпич делали по особой технологии, от чего он приобретал высокое качество.
«Говорят, что усадьба Гахаева была самым красивым зданием в Башанте. Примечателен и больничный комплекс. Хоть здания и находятся в ветхом состоянии, но где-то даже сохранилась металлическая ковка и оригинальные двери. Закон требует, чтобы реставрацией занимались эксперты. Лицензию получить сложно и работы обходятся дороже. В этом деле много сложностей и это большая проблема, но реставрацию положено проводить по закону», — поделился Евгений Матвенов.
Что происходит с постройками и как к этому привлекают внимание
Сейчас постройки находятся в печальном состоянии — время беспощадно. К некоторым сделаны пристрои для улучшения быта владельцев, где-то весь красный кирпич замазан белой штукатуркой. Символ города — водонапорная башня — простоит еще долго, но она нуждается в ремонте. Местный житель решил взяться за ее реставрацию и поделился, что ему необходима помощь.
Социальный психолог Оксана Дредунова давно занимается творчеством, поэтому откликнулась на просьбу неравнодушного. «Он очень патриотично относится к району и мечтал отреставрировать башню. Поэтому обратился к нам с коллегами с просьбой сделать копию башни, чтобы привлечь к ней внимание. Она в разрушенном состоянии, и ему хотелось, чтобы люди увидели, какой она была», — рассказала Оксана Дредунова.
Башня имела большое значение для жителей Башанты, а сейчас представляет историческую ценность для жителей района. «Прежде чем приступить к работе, мы изучали исторические документы о районе и самом Гахаеве — это было очень интересно. Нам нужно знать свою историю и рассказывать ее, чтобы гордиться своим домом. Многое из нашего исторического прошлого утеряно, теперь нужно это восстанавливать и хранить в памяти», — поделилась создательница копии водонапорной башни и памятника Михаилу Гахаеву.
Государство и наследие
Государство охраняет объекты культурного и исторического наследия. Так, в республике под охраной находятся первый корпус КалмГУ, Дом Советов в Чилгире и более 200 других объектов. В июне прошло заседание комиссии по охране объектов культурного наследия, где начальник Управления по охране объектов культурного наследия РК Камиль Маркеев рассказал, что эти два объекта имеют федеральное значение и их удалось внести в список для первоочередной реставрации. К сожалению, исторические объекты в Городовиковске не вошли в этот список.
«Гахаевские постройки» относятся к объектам местного значения — за них отвечает муниципалитет. Камиль Маркеев отметил, что смена статуса не несет какого-то особого значения в сфере финансирования, но государство все же больше интересуют объекты федерального значения.
«Чтобы объект получил статус культурного наследия, он должен иметь историческую ценность, которую определяет историко-культурная экспертиза — ее проводят эксперты, аккредитованные Минкультом России. Эксперты не приходят работать сами по себе. Нужно чтобы собственник — здесь неважно, республика или муниципалитет, их нанял. Все этапы работы с объектом культурного наследия стоят недешево: от экспертизы, до самой реставрации», — рассказал Маркеев.
По его словам, на данный момент программы по реставрации объектов местного значения не разработаны. По закону для них необходимо установить границы территории на кадастровой карте — эта работа уже закончена. Следующим этапом будет установка предметов охраны и разработка паспортов.
Однако, надежда на сохранение «Гахаевских построек» все же есть. «Когда документация будет готова, мы будем разрабатывать меры для муниципалитетов, чтобы они тоже могли участвовать в сохранении объектов», — добавил Камиль Маркеев.
Мы небрежно обращаемся с нашим прошлым и не всегда видим его ценность прямо сейчас. Даже изящные советские здания заключили в вентфасад и сайдинг (прим. редакции: материалы для облицовки фасадов). Будущие поколения увидят их красоту только в старых фотокнигах.
Новое — не всегда плохо, но прошлое нужно беречь, ведь другого у нас не будет.