Вчера, 24 августа 2020 года, вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Теперь базовая ставка тарифа будет определяться для каждого автомобилиста индивидуально, в зависимости от его риск-профиля.


Ранее тариф был одинаковым для всех водителей, зарегистрированных на одной территории. Сейчас же при оформлении могут учитываться случаи нарушения ПДД и правил эксплуатации автомобиля. Точного списка таких факторов нет — страховые компании вправе сами определять, что может оказать влияние на тариф. Тем не менее, им запрещено вводить дискриминирующие факторы (национальная, расовая, языковая принадлежности). Используемый перечень факторов страховщики обязаны публиковать у себя на сайте.


Страховка ОСАГО рассчитывается по той же схеме: цена будет складываться из базовой ставки тарифа, помноженной на коэффициенты. Так называемый коридор базовой ставки расширяется на десять процентов вверх и вниз. Для автомобилей физлиц минимальная стоимость страховки составит около двух с половиной тысяч рублей. По легковым автомобилям юрлиц коридор расширился на двадцать процентов, по машинам такси — на тридцать.
Как считают в Центробанке, новые поправки позволят назначать более низкий тариф тем автомобилистам, которые водят машину аккуратно и не нарушают правил ПДД.


По этому поводу также высказалась руководитель проекта Общероссийского Народного Фронта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. Она отмечает, что курс на либерализацию ОСАГО поддерживают все – и страховщики, и граждане. Если раньше автомобилисты искали способы обойтись без полиса, то сейчас ситуация изменилась к лучшему. Граждане все сильнее выражают поддержку реформы этого инструмента. «Потребители ожидают от ОСАГО большей справедливости и прозрачности при изменении правил игры» - считает Лазарева.


Также Евгения Станиславовна напомнила, что в 2019 году в рамках проекта «За права заемщиков» был проведен опрос населения об отношении автовладельцев к реформе ОСАГО. Так, по данным этого опроса, 90% респондентов считают, что стоимость ОСАГО должна напрямую зависеть от поведения водителя на дороге. «Итоги нашего опроса, на мой взгляд, однозначно подтверждают правильность курса реформы», - подчеркнула руководитель проекта.


В свою очередь, Российский Союз Автостраховщиков отметил, что территориальный коэффициент снизится более чем в 180 населенных пунктах. Так, страховка ОСАГО станет не только более персонифицированной и справедливой, но и более доступной для населения.