14 и 15 сентября на станциях Артезиан, Улан-Хол и Элиста пройдут митинги, посвященные юбилею начала движения по железной  дороге Астрахань-Кизляр. По этому маршруту пройдет ретро-поезд, который позволит его пассажирам окунуться в историю создания магистрали и почтить память земляков, чьим героическим трудом она была построена.

Прокладка ветки Кизляр – Астрахань началась 15 октября 1941 года. На стройку были привлечены жители Калмыкии, Дагестана, Ставропольского края, Астраханской области. Для скорейшего завершения работ в 1942 году сюда были направленны 47-я железнодорожная бригада и специальные формирования НКПС. Общее руководство строительством осуществлял заместитель наркома путей сообщения Илларион Гоциридзе.

Работая в пустыне, зачастую при налётах вражеской авиации, испытывая нужду в продовольствии и воде, строители в короткий срок сумели выполнить основные работы. 4 августа 1942 года, всего через 9 месяцев с начала работ, по линии Кизляр – Астрахань протяжённостью 356 км был пропущен первый состав.

«Долгие годы трудовой подвиг строителей дороги был засекречен под кодовым наименованием «НКПС № 8», – отмечал в своём обращении глава Калмыкии Бату Хасиков. – Сегодня мы с полной уверенностью и гордостью можем сказать, что строительство в кратчайшие сроки этого объекта нашими земляками стало одним из решающих факторов разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, заложившего основу для последующей победы над гитлеровской Германией».

При сооружении стрелочных переводов, укладки рельсов и шпал были использованы материалы, привезённые с северных участков магистрали. Станционные здания не строились. Дежурные по станции и стрелочные посты размещались в наспех вырытых землянках, а затем в старых вагонах.

В самое тяжёлое время для страны линия Кизляр – Астрахань сыграла важнейшую роль в обороне Кавказа и юго-востока страны. Только в период с начала эксплуатации и по 22 декабря 1942 года по ней было эвакуировано с Северного Кавказа 1296 паровозов, около 9000 пассажирских и товарных вагонов с грузами, 17 поездов с ранеными, а также 3140 цистерн с горючим для войск, участвовавших в битве под Сталинградом. За это же время по линии поступило для Закавказского фронта 3204 вагона с войсками и 1097 со снабженческими грузами. В дальнейшем по этой ветке выполнялись также транзитные перевозки автомобилей и грузов, поступавших через Иран от наших союзников военного времени.

Максимальная пропускная способность линии в то время составляла 450-500 вагонов или 10 поездов в сутки. Так был сделан ещё один шаг к Великой Победе.

14 сентября на участке Улан-Холл – Артезиан в Республике Калмыкия проследует поезд на паровозной тяге из двух плацкартных вагонов с паровозом ЛВ. 15 сентября в Элисту придёт ретро-поезд «Победа», который ежегодно перед 9 мая курсирует по Северо-Кавказской железной дороге. Он сформирован из исторического подвижного состава времен Великой Отечественной войны: крытых товарных вагонов (теплушек), платформы с грузовым автомобилем «Полуторка» и салона-вагона, в котором в начале войны ездил командующий Северо-Кавказским военным округом будущий маршал Конев. Во главе этого состава также будет идти паровоз серии ЛВ. Паровозы серии ЛВ – послевоенные локомотивы, которые выпускались с 1952 по 1956 годы.  Они считались одними из самых совершенных советских паровозов («паровоз высшего конструкторского класса»).

С того времени минуло 80 лет. Для старшего поколения поездка на ретро-поезде – это словно путешествие в прошлое, в их памяти еще живы воспоминания о том тяжелом времени, когда женщины, дети и подростки, не жалея здоровья, работали на трудовом фронте. Нынешнее поколение должно помнить об этом подвиге и быть благодарным за их самоотверженность, с которой строители железной дороги Астрахань – Кизляр вносили вклад в приближение Победы.