23 октября железнодорожная станция «Элиста» отмечает 55 лет со дня основания. В 1969 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок «Дивное-Элиста», который присоединил территорию Калмыкии к Северокавказской железной дороге.

С момента своего создания и по сегодняшний день железнодорожная станция «Элиста» является важнейшим объектом в транспортной системе Калмыкии.

О своей работе на железнодорожной станции «Элиста» рассказала РИА «Калмыкия» одна из ветеранов станции Тамара Самохина: «В 1972 году я пришла работать в железнодорожную отрасль Калмыкии 20-летней девчонкой, спустя три года после открытия железнодорожной станции «Элиста». Работала в должности приемосдатчика, следила за выгрузкой вагонов, принимала и отправляла грузы, осматривала поезда. Работы было много, так как поезда ходили часто, только грузовых вагонов в день было около ста. Но я верой и правдой служила и любила свою работу. Первое время не хватало узких специалистов, поэтому к нам в Калмыкию приехало много работников из соседних городов, даже были люди из Сибири. Затем у нас появились и свои специалисты из республики, получившие образование и приехавшие работать в родном городе. У нас был очень большой и дружный коллектив, где царила атмосфера взаимопонимания».

Вопрос строительства железнодорожного строительства в Калмыкии поднимался еще в XIX столетии. Лишь в 1965 году при участии первого секретаря Калмыцкого обкома коммунистической партии Басана Бадьминовича Городовикова началось строительство железнодорожной ветки Дивное — Элиста, продлившееся четыре года. В 1969 году построили ветку протяженностью 73 километра. Она связала Элисту с сетью железных дорог России, что дало возможность осуществлять бесперебойную доставку в город сырья, топлива, машин, оборудования, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов. Уже к началу 1970-х годов общая протяженность железнодорожных путей в республике составила 165 километров.

После распада СССР железнодорожный транспорт в Калмыкии переживал трудные времена. В конце 1990-х годов пассажирское железнодорожное сообщение в этом регионе было приостановлено из-за убыточности перевозок. Осталось только грузовое сообщение. Правда, до 2008 года курсировали беспересадочные вагоны от Москвы до Элисты, они прицеплялись к Ставропольскому поезду. В мае 2016 года восстановили регулярное пассажирское сообщение по маршруту Элиста — Ставрополь — Москва, но уже в сентябре 2016 года движение до Элисты признали убыточным и прекратили.

И в 2021 году был запущен новый маршрут Элиста — Анапа в надежде на пассажиров, желающих провести время на Черноморском побережье. Планировалось также открыть движение из Элисты в Ростов-на-Дону и Краснодар. В планах калмыцких железнодорожников есть и строительство новой магистрали Улан-Хол — Элиста — Зимовники.

«Это одно из самых значимых событий в развитии инфраструктуры в нашей республике. Эта железная дорога, ставшая реальностью благодаря усилиям Басана Бадьминовича Городовикова, не только соединила Элисту с остальной страной, она стала символом прогресса и развития Калмыкии. Сегодня железная дорога остается важным элементом экономики Калмыкии. С 2021 года в летний сезон она связывает Элисту с курортами Анапы и других городов, обеспечивая комфортный и удобный транспорт для жителей республики. В период цветения тюльпанов турпоезд «Цветущая степь» с каждым годом привлекает всё больше туристов, открывая двери в нашу республику всем, кто хочет познакомиться с её гостеприимством и красотой. Мы благодарны строителям железной дороги, которые вложили в это дело свою душу и свой труд», – отметил в своих соцсетях Глава Калмыкии Бату Хасиков.