Ушел из жизни один из лучших представителей национальной театральной культуры Калмыкии, режиссер, драматург, автор, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, Монголии Борис Шагаев.
Борис Андреевич Шагаев родился 15 февраля 1939 года в Элисте. В возрасте 4-х лет он с мамой, актрисой калмыцкого театра Анной Намуевой, был депортирован в Новосибирскую область.
В 1958 году в составе калмыцкой студии Борис Шагаев поступает в ЛГИТМиК, где учебу с будущими актерами совмещал с посещением занятий на режиссерском факультете. Позже студента-вольнослушателя зачисляют к легендарному режиссеру и педагогу, Народному артисту СССР Л.С. Вивьену, воспитавшему замечательных мастеров советского театра и кино Н. Симонова, В. Меркурьева, Ю. Толубеева. Именно здесь, в мастерской Леонида Сергеевича, и постигает азы профессионального мастерства и получает первый практический постановочный опыт будущий режиссер.
Работа в Калмыцком театре стала для молодого режиссера временем становления, временем поиска и формирования собственного почерка.
Его спектакли «Титаник-вальс» Т. Мушатеску и «Тоот, майор и другие» И. Эркеня были представлены на Всероссийских смотрах-конкурсах румынской драматургии (1974 г.) и венгерской драматургии (1978 г.). Обе работы были высоко оценены.
В восьмидесятые годы режиссер был приглашен в Архангельский драматический театр. Позже ставит спектакли в русских театрах Кустаная и Целинограда.
С 1984 года Борис Шагаев тесно связывает свою судьбу и творчество с Калмыцким драматическим театром имени Б. Басангова. Много и охотно обращается к пьесам зарубежной, русской классической и современной драматургии: В. Шекспир, Т. Мушатеску, Б. Брехт, И. Эркень, А. Островский, А. Сухово-Кобылин и другие. Национальная драматургия в лице классика калмыцкой драматургии Б. Басангова стала его особой привязанностью.
«Произведения Баатра Бадмаевича – замечательная школа актерского мастерства, в них есть все: типичные национальные характеры, явно выраженные мотивы, в них – «море» сочного родного языка, яркой зрелищности, колорита и темперамента. Возможно поэтому постановки «Чүүчә», «Кенз байн» и «Случай, достойный удивления» не сходят со сцены калмыцкого театра», – говорил он в одном из интервью.
Беспокойный и действенный характер режиссера проявлялся не только в постановке спектаклей, но и в написании оригинальных авторских текстов, пьес. К ряду постановок он самостоятельно подготовил художественное оформление. Им были созданы интересные сценические интерпретации спектаклей: «Выселение», «Зая-Пандита», «Аюка-хан», «Все, как у всех», «В поисках страны Бумбы» и «Городовиков».
Обращение Бориса Шагаева к историческим событиям калмыцкого народа, его знаковым фигурам было продиктовано его стремлением найти опору в героических образах прошлого, в их идеалах и нравственных принципах. И Зая-Пандита, и Аюка-хан, и даже Басан Городовиков в постановках режиссера представлены не как «абстрактные символы» и «былинные богатыри», а как живые люди, со свойственными человеку переживаниями. Они – умные, зрелые политики, на чьи плечи ложится ответственность за будущее народа. Показать «живого человека в реальной жизни, в реальных обстоятельствах, в ситуации выбора» – так определял свою главную задачу режиссер. И не важно, каким далеким было это время, и каким далеким был этот герой.
За свою долгую творческую жизнь Борис Шагаев поставил более 70-ти спектаклей. Несмотря на разность постановок, они всегда были узнаваемы, отличались точностью замысла, четкостью внешнего рисунка и остротой социальных характеристик. Режиссер всегда был верен самому себе, поддерживал молодых актеров и постановщиков, добивался особого творческого микроклимата в театре, уважал профессию и учил этому уважению молодых.
https://riakalm.ru/news/48164-na-87-godu-ushel-iz-zhizni-izvestnyj-teatralnyj-rezhisser-boris-shagaev#sigProId503eed421a