С 10 по 12 марта калмыцкая этно-электропанк группа «Hagrin» за три дня успела выступить в Московском клубе «Известия Hall» в качестве спецгостей на концерте Otyken, сыграть сольный концерт в «Powerhouse» и проявить уникальный талант в прямом эфире радио «Маяк».

Несмотря на "юность" музыкальной группы, команда уже успела завоевать гран-при старейшего российского фестиваля независимых групп "Индюшата", где отличилась удивительным жанровым миксом из этнической музыки и современных электронных направлений.

На концертах, которые сами музыканты называют «камланием», Руслан «Дэ» Дуляев (музыка, электроника, вокал), Руслан Джумагалиев (перкуссия, вокал) и Мазан Поштаров (морн хуур, домбра, вокал) погружают в мелодичный транс, рассказывают историю без привычных текстовых рифм и въедливых рефренов. Их музыка – это поиск самоидентичности в эпоху цифровой обезличенности.

О том, как прошла их продуктивная поездка в столицу России, планах на будущие концерты и многом другом рассказал участник группы "Hagrin", идеолог проекта и известный в Калмыкии музыкант Руслан Дэ.

Кто оказал поддержку вашим московским концертам и выступлениям? Как вы туда попали?

- Всё началось с нашей победы на фестивале «Индюшата», где мы выиграли гран-при. Его организовывало PR-агентство Kushnir Production. Одним из условий участия было отсутствие сольных концертов в Москве. Сперва шел онлайн-отбор, затем финал, где единогласным решением экспертов с разных сфер мы стали победителями, - делится Руслан, - Kushnir Production оказывает нам систематизированную пресс-поддержку, а также, например, предложили провести концерт в клубе Powerhouse. Радио «Маяк» пригласило на прямой эфир. «Powerhouse» - это небольшой клуб, но очень интересный в плане культурной значимости, поскольку там собираются разные люди: журналисты, критики, независимые музыканты, продюсеры.

В каких городах вы уже побывали?

- В прошлом году мы были во Владикавказе, Улан-Удэ, Казани, Уфе и Москве. Из районов в Калмыкии мы выступили с концертом в Лагани, в рамках Фестиваля Лотосов. Центральная площадь была переполнена. А мы чувствовали себя группой «Ласковый май»: дети тянули руки, мы ходили и давали им «пять», было очень забавно.

Как давно планировали создать группу «Hagrin»?

- Знакомы мы уже давно, экспериментировали, делали перфоманс на Даче Городовикова с Русланом и Мазаном. Потом вместе поработали в «Ойратах», после пересекались в разных музыкальных проектах, где я занимался электроникой. Руслан и Мазан играют в группе Nortan помимо всего прочего, также занимаются своим творчеством: у Мазана это народные песни, Руслан делает регги-проект.  Сошлись мы на том, что хотим сделать что-то новое и необычное, так и решили создать электро-панк группу с этно-уклоном, - делится Руслан Дэ.

Используете ли вы импровизацию в выступлениях?

- Конечно, у нас треки прописаны, но вместе с этим мы постоянно используем запланированную импровизацию. То есть можем какие-то моменты по-разному обыграть. У нас есть несколько песен, которые каждый раз звучат по-разному, и даже для нас это бывает большим сюрпризом. То есть это всё вживую происходит, - рассказывает Руслан Дэ.

Где можно послушать и оценить ваше творчество?

- Есть видеозаписи лайв-концертов «вконтакте» и в «ютубе». Наш альбом, состоящий из 4 песен, выйдет, наверное, уже в апреле, - делятся музыканты.

Какие музыкальные инструменты вы используете?

- Морн хуур, домбру, горловое пение, электронику и перкуссию, - говорит вокалист группы, музыкант Мазан Поштаров, - в дальнейшем, конечно, планируем расширять инструментарий, с ребятами мы обсуждали это. У Руслана, допустим, есть какой-то сет барабанов, он может увеличить его, у меня, например, может саратовская гармошка появится, или я могу взять гитару. Всё может быть. Нет границ для творчества.

Есть ли какой-то концепт, которого вы придерживаетесь?

- Основная идея – это путешествие ойратского воина, в таком фантастическом или метафизическом смысле – вне времени и пространства. Поэтому нет религиозной привязки, - говорит идейный вдохновитель проекта Руслан Дэ, - мы можем использовать где-то мантры, какие-то шаманские элементы. Наши концерты мы на самом деле называем «камланием». Потому что каждый концерт отличается друг от друга, некоторые песни можем, к примеру, 3 минуты играть, как изначально придумано, а некоторые – 7 минут, как это было во Владикавказе. В выступлениях мы используем элементы разных культур, не только калмыцкой. А в электронике использую разные стили – от берлинского техно до драм-н-бейса и брейкбита аля Prodigy & Chemical Brothers из 90-х.

- В перкуссии также. Есть африканские барабаны «джембе», кубинские барабаны, звучат они все по-разному, и хотелось бы побольше этнических барабанов. И, конечно, использую современную ударную установку , напольный том, - делится Руслан Джумагалиев.

- Наша программа дальше будет только расширяться. Есть треки, у которых даже нет структуры, они отыгрываются прямо на концертах. На радио «Маяк» сыграли Полынь Трип – название там же и придумали, когда ведущий спросил про него, - смеется Руслан Дэ.

Чем отличается «Hagrin» от других ваших проектов?

- Брутальностью, ураганом, мужественностью. Хотелось создать то, что будет созвучно тому, что происходит в мире, и в то же время показать то, что внутри нас – переживания. Поэтому в наших треках есть разные темы: и тема смерти, и какие-то воинственные вещи. Сама история калмыков говорит об этом, - рассказывает Руслан.

Что значит название вашей группы «Hagrin»?

- Хагрин – это древнее калмыцкое имя. В Калмыкии ведь приняты вторые имена. У нашей хорошей знакомой русское имя, а второе калмыцкое – Хагрин. Очень классно звучит. Для калмыков звук «ха» очень близок, вспомнить только «хальмг» или «хадрис». А в Бурятии одна знакомая артистка перевела «хагрин» как «раскол» и «разлом», - делится Руслан Дэ.

- Говоря об идее, в выступлениях мы даем пространство. Есть такое понятие «эскапизм», то есть побег от реальности. На час-полтора часа человек погружается в эту атмосферу. В музыке мы используем пост-модернизм, вплетаем новые стили и жанры, и в то же время следуем идее, - отмечает музыкант, - человек, отягощенный всеми этими гаджетами, хочет погрузиться в другую реальность, особенно живущий в городе. Когда ты с рождения в этой культуре, вырос в ней, со временем не замечаешь прекрасного, но люди, которые приезжают к нам, туристы, они видят это, замечают.

Ориентируетесь ли вы на другие музыкальные группы?

- Нет. Сейчас модная тема – нейросети, которые перерабатывают всю полученную информацию, которая есть в интернете и выдает. Также и мы, у нас есть свой бэкграунд: у кого-то больше фолка, у кого-то больше рока, моорн хуур, барабаны… Мы это всё берем и смешиваем. Есть такое понятие глобальное, как «микс». Есть большое творческое начало у Руслана, у Мазана и у меня, поэтому на этапе перфоманса нет такого, что кто-то «сидит в тени». Втроем стоим в один ряд, как три фронтмена, богатыря, батыра. «Три» очень сакральное число, - отмечает Руслан Дэ.

Сколько композиций у вас уже на счету?

- Без народных песен около 12. Есть еще наработки, которые мы еще не запускали. Полноценно у нас уже есть два альбома, но пока выпустим только 4 песни. В течение года хотим по чуть-чуть выпускать песни, чтобы было постоянство.

Что думаете о сотрудничестве с танцевальными коллективами?

- У нас был опыт с Театром кукол в первом выступлении на Фестивале тюльпанов. С танцевальными коллективами будет сложнее, ведь нужно продумывать технически это. Учитывая, что мы используем запланированную импровизацию, смогут ли артисты подстроиться под это? Мы в первую очередь, группа, а не аккомпанемент к танцевальным коллективам – и это то, чего не было со времен группы «Калмыкия», - рассказывает Руслан.

Как удается совмещать деятельность в группе и другие ваши проекты?

- Как-то удается, - смеется Мазан Поштаров, - когда наступит такое время, когда группа «встанет на две ноги», будем выступать, и будут конкретные гастроли на два-три года вперед, тогда ты должен понять и взвесить, что тебе нужно: стремление и развитие, либо ты будешь топтаться на месте. Понятное дело, что важны деньги, но важно развитие и процветание группы, поэтому чаша весов точно пойдет в эту сторону.

По словам участников команды, их первое и второе выступление было на Фестивале тюльпанов весной в 2022 году, после чего группа отправилась на открытие Международного фестиваля в Бурятии, затем – в Казань. За достаточно небольшой промежуток времени три музыканта не только украсили культурную палитру Калмыкии, но и стали заметным явлением в музыкальном пространстве России.

Что посоветуете молодым людям, которые также пишут оригинальную музыку? Чтобы найти своего зрителя и не писать музыку «в стол»?

- Выступать везде, где есть возможность. Самое главное, избавиться от комплекса «провинциала», что где-то лучше, а у тебя хуже. Если есть идея, то она будет и в Африке идеей. Если есть цель продвинуться, надо нашу необъятную Родину использовать, как ресурс, ехать выступать в другие города и делать движ, - советует Руслан Дэ.

Что ждет зрителя на ваших будущих концертах на Фестивале тюльпанов?

- 22 и 23 апреля мы дадим два концерта на фестивале. Сыграем свою программу, за год мы ее уже «обкатали», оптимизировали. Исполним что-нибудь новое. Дома, конечно, сыграем больше народных песен, что на душе будет. Побольше барабанного соло Руслана, побольше диких криков. В идеале хочется сделать хоровод, как это делают в Бурятии.

«Для нас нет рамок и границ. Сейчас мы лучше всех», - заключает Руслан Дэ.

Автор: Амуланга Найминова