Сегодня в Калмыцком научном центре РАН прошел семинар на тему «Калмыцкий традиционный костюм: исторические традиции и современное бытование». Мероприятие было посвящено традиционной мужской одежде калмыков, ее истории, семантике и символике. 

На семинаре младший сотрудник Калмыцкого научного центра РАН Бадма Меняев продемонстрировал присутствующим традиционный калмыцкий бюшмюд (платье) и пояс. На примере этого костюма преподаватель Цаганаманской гимназии Наталья Леджанова подробно рассказала об особенностях мужского повседневного бюшмюда.

Шапка и бюшмюд (платье) – два основных предмета калмыцкого мужского костюма. Еще в XIX веке высказывалось предположение, что калмыцкие лавшиг (мужской халат, надеваемый поверх бюшмюда) и бюшмюд были заимствованы у соседних горских народов. К сожалению, это мнение тиражировалось. 

«Наши исследования показывают, что такие костюмы были характерны еще для ойратов, монголов и сохранились у нас», – сообщила доктор исторических наук, эксперт РФФИ (ОГОН), РНФ, РАН Бакаева Эльза.

Представленный зрителю бюшмюд пошит по всем калмыцким традициям. Основные цвета таких бюшмюдов – черный, коричневый, синий. Наталья Леджинова отметила, что костюм не бывает отрезным до конца или с подрезами. Иными словами, спереди и сзади юбка бюшмюда была цельной с верхом платья. Так же должно быть и в женских костюмах. Калмыки верили, что, соблюдая эти правила при шитье, жизнь будет долгой. Подол бюшмюда широкий, рукав длинный и может быть намного длиннее руки, сужается к кисти. Считалось, что платья с такими рукавами носили простолюдины, чтобы длина не мешала работать. У богатых же наоборот рукава были широкие, так как работать руками им не приходилось. 

Сейчас практически на всех калмыцких костюмах присутствуют манжеты с вышивками, тогда как раньше рукава шились без них, и это тоже несет в себе сакральный смысл – таким образом калмыки «не укорачивали себе жизнь». Само платье могло быть немного приталенным, но ремень надевался ниже талии.

Под бюшмюд надевалась манишка, которую застегивали на пуговицу к брюкам, чтобы не выбивалась из платья при езде на лошади и тп. Длина платья была чуть ниже колена. 

Далее был продемонстрирован мужской калмыцкий серебряный пояс (мёнгн бюс) – кожаный ремень, на котором крепились декоративно-металлические пластины. Замок на ремне называется авдр, что в переводе значит «сундук», так как по форме и по закрытию он очень схож с ним. Язычок ремня (келн) должен быть надет на все 10 пластин (хавсн). Плюс ко всему на поясе присутствовали выпуклые металлические изделия – товрун, которые иногда ошибочно называют тогрун. Один из важных элементов мужского пояса – утхн гер – ножны. 

Во второй части семинара кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории, этнологии и археологии Татьяна Шараева рассказала о значении и применении улан зала и о мужском головном уборе.  

Напомним, улан зала (красная кисть) – это небольшая кисть или помпон, введенная отличительным этническим символом ойратов в 1437 году Тогон тайшой. Почему улан зала имеет важное значение для калмыков? Калмыки, идентифицируя себя, говорят «Улан залата хальмгуд». Улан зала равен этнониму, названию целого народа. Эта кисть не может иметь повседневное значение, но интерес, проявляющийся к нему, связан с активизацией национальной культуры. Улан зала как атрибут и термин прочно вошел в жизнь. Его используют везде – привязывают к женской сумочке, портфелям, спортивным головным уборам, брелкам, антеннам на автомобилях. Сам атрибут входит в герб Калмыкии и в гимн республики, где звучат строки «Улан залата хальмгуд» – своего рода призыв. 

Современные калмыки привыкли, что улан зала – это огромная кисть, которая должна обязательно свисать с шапки до подбородка. В настоящее время даже появилась поверье, что чем длиннее нить кисти, тем дольше у носителя будет жизнь. Однако, как рассказывают калмыцкие старожилы, кисть на улан зала была, но небольшая; она не должна была мешать при работе, езде на лошади и пр. 

«Кисть ни в коем случае не должна свисать и болтаться ниже края шапки. Сейчас, к примеру, появился такой тренд, что она должна быть на три пальца от края выше. Также есть такие случаи, когда калмыки носят шапки с желтой кистью. Да, в калмыцкой традиции красный и желтые цвета взаимозаменяемы, это цвета солнца, огня, крови – жизни. Однако не в случае с улан зала», – прокомментировала Татьяна Шараева.

Улан зала – это один из основных сакральных символов калмыков. При его использовании на головном уборе нужно следовать правилами. Это должен быть либо помпон красного цвета, либо кисть, но никак не выходящая за пределы шапки. 

Далее докладчик рассказала о том, почему мужская шапка носит огромный сакральный смысл. К примеру, в калмыцкой культуре запрещены действия, имеющие отрицательное отношение к шапкам. Нельзя переступать через нее, бросать, оставлять перевернутой. В старину калмыки снимали головной убор исключительно при совершении обряда, однако только в том случае, если хотели что-то получить. Долгожданного сына, к примеру. 

Раньше, если у отсутствующего мужчины рождался сын, возле кибитки устанавливался шест, на который ставили отцовскую шапку. Если отец узнавал новость сам, он высоко ее подбрасывал, благодаря небеса за сына. Но если у отца рождалась очередная дочка, он мог бросить шапку оземь. Таким образом он сердился, что ему не дан сын.

Другое отношение было к головным уборам у представителей знати. Знать считалась ниспосланной небесами. Если у нойона появлялся сын, то все должны были снять свои шапки. В этот день все приходили к нему на поклон. Считалось, что в такой момент можно получить максимальное благословение от небес.