Буквально считанные дни остаются до нового учебного года. Что же нового ожидает учителей, детей и родителей? Изменений будет немало. Доктор педагогических наук, профессор КалмГУ Раиса Дякиева рассказала о самых важных нововведениях, которые появятся в российских школах.

Общее для всех новшество – это единые учебные программы. Вводятся во всех школах для учеников 1–11 классов. Министерство просвещения России разработало приказы о включении в Федеральные основные образовательные программы (ФООП) рабочих программ по всем учебным предметам, включая родной язык, родную литературу и предметы, которые могут изучаться на углубленном уровне, — о чем пояснил глава ведомства Сергей Кравцов. Суть в том, что новые единые учебные программы устанавливают обязательный базовый уровень («золотой стандарт»), которому школы должны научить детей вне зависимости от места прописки, статуса семьи и т. д. Школы могут создавать и собственные программы, но уровень их должен быть не ниже федеральных. 

Больше всех изменения коснулись предмета «История». Так, министерством разработан новый учебник истории для 10 и 11 классов и уже созданы новые учебники для них же. В них синхронизированы два курса: «История России» и «Всеобщая история». В учебнике для 10 класса практически треть содержания посвящена Великой Отечественной войне. В отдельные параграфы вынесены оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. В учебнике для 11 класса есть главы, посвящённые воссоединению Крыма и Севастополя с РФ, а также спецоперации — причины, вхождение в состав РФ новых регионов, истории подвигов новых героев Отечества. Как рассказал профильный министр Сергей Кравцов, с 1 сентября 2023 года все одиннадцатиклассники страны (650 тысяч) будут учиться по учебнику новейшей истории.

Очень интересная история с серебряными медалями для выпускников. До 2014 года серебряные медали получали выпускники, у которых в аттестате было не больше двух четвёрок. После этого медаль «За особые успехи в учении» выдавалась только отличникам. Теперь Минпросвещения решило вернуть в школы серебряные медали для учеников, которые проявили успехи в учёбе.

Появятся в новом учебном году и занятия по профориентации. Будут проходить они  раз в неделю по единой модели — профориентационному минимуму. «Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. В 6–11 классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации “Россия — мои горизонты”», — уточняют в министерстве.  

В продолжение темы профориентации звучит вопрос и о трудовом воспитании. Закон об обязанности школьников трудиться с учётом возраста, а также здоровья и без согласия родителей приняла Госдума. Норма о запрете привлечения обучающихся без их согласия или без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, уже не действует. К чему будут привлекать: убирать класс, сажать деревья на пришкольной территории, помогать в библиотеке, шить театральные костюмы и т. д. 

Что еще важно в связи с этим: законодатели приняли решение об отказе от понятия “образовательная услуга”, вернули школе воспитательную функцию.

«И если мы говорим о том, что учитель — не обслуживающий персонал, то должны поощрять занятия детей общественно-полезным трудом, — комментирует решение коллег первый зампредседателя Комитета по просвещению Госдумы Яна Лантратова. — Убрать с доски, полить цветы, накрыть столы — это простые задачи, но, игнорируя их, человеку трудно будет выполнить сложные. Ребенка важно приучать к труду». 

По мнению депутата, уроки технологии, которые сейчас есть в школах, никак не могут заменить трудовое воспитание. А хороший педагог не тот, кто уберет за ребенком, а тот, кто научит его убирать за собой и поддерживать порядок вокруг себя. Хорошо забытое старое. Нас, к примеру, учили именно так.

Изменения в проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР). Длительность ВПР сократят до одного урока. А оценки за них станут более весомыми в учёте успеваемости школьников.

«Пока учёт результатов всероссийских проверочных работ осуществляется по желанию школ, но в перспективе мы думаем о том, чтобы результаты ВПР учитывались не только как итоговая оценка, но стали более весомыми», — отмечает руководитель Рособрнадзора А. Музаев.

Кроме того, ведомство намерено решить проблемы с объективностью оценок за ВПР. Одно из решений — выполнение ВПР на компьютерах. Практика показала, что такая форма проверки знаний даёт более объективные результаты. 

Что ещё появится в школах?

Уроки по противодействию коррупции. Их включат в такие дисциплины, как обществознание, история и литература. Школьникам будут рассказывать об опасности подобного явления и о механизмах противостояния взяточничеству и злоупотреблению служебным положением в корыстных целях.

Бесплатные спортивные секции в школах. Школьные спортплощадки, бассейны, спортзалы сделают доступными для всех, в том числе взрослых, в вечернее время, после уроков. Соответствующее поручение профильному комитету отдал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

«Мы школу должны сделать центром притяжения, чтобы именно после того, как занятия закончились, сюда пришли родители, бабушки, дедушки и со своими детьми могли заниматься на открытых стадионах, на площадках», — считает спикер парламента.  Давно просилось такое решение.

«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) переименуют в «Основы безопасности и защиты Родины». Соответствующую поправку Госдума уже приняла, но новый курс начнётся в школах с 1 сентября 2024 года. Он будет включать начальную военную подготовку. 

Будут также введены дополнительные уроки русского языка для мигрантов. По статистике, число детей иностранных граждан, получающих образование в РФ, с 2021 года выросло на 74 135 человек. При этом 77% детей мигрантов слабо владеют или ‎не владеют русским языком. Уроки будут включаться в учебные планы в виде курсов, дисциплин или внеурочных занятий.

Наконец, вопрос, который всегда на острие внимания всех – родителей, детей и педагогов – это о школьной форме. С сентября 2024 года могут вернуть обязательную форму для школьников, но с учетом новых требований - по проницаемости влаги и воздуха, удобству ношения, цветовой гамме и др. Вместе с тем, единого мнения по единой форме в обществе нет: по итогам голосования газеты «Аргументы и факты» результаты такие: за – 71,8 %, против – 28,2%. Но впереди еще год споров, суждений и окончательного решения.