Свою трудовую биографию Мангут Мутулов, учитель математики, физики и информатики, начал в школе небольшого калмыцкого поселка Гашун-Бургуста.
«В поселке не было газа: отопление печное, топили углем. Ученики приходили и учили меня, как разжигать печку, как смачивать уголь, чтобы он лучше горел. Количество часов зашкаливало, я преподавал сразу три предмета — математику, физику и информатику. В Гашун-Бургусте я прожил с октября 2008 по декабрь 2015 года. В июле 2012 года меня назначили директором школы. В это время в село пришел газ, нам выделили старое здание администрации совхоза. Начался ремонт. Мне всегда хотелось еще как-нибудь улучшить нашу школу», - поделился воспоминаниями Мангут.
В ноябре 2015 года педагогу поступило предложение поработать на Чукотке. Поскольку дела в Гашун-Бургустинской школе уже были налажены, а учебный процесс функционировал, как часы, Мангут принял решение, что может двигаться дальше. Он отправился к новым вершинам на Чукотский полуостров и поселился в национальном эскимосском селе Новое Чаплино.
«Новое Чаплино приятно удивило меня. Мне предоставили небольшой коттедж, в котором были все условия: центральное отопление, водопровод, канализация. Очень часто вспоминается безмятежность и умиротворенность — все там неспешно, даже говор у эскимосов какой-то неспешный. Понравились национальные танцы», - рассказывает молодой педагог.
Учитель на Чукотке сталкивается с уникальными вызовами - суровые климатические условия, нехватка ресурсов, удаленность от крупных городов — все это может создает серьезные сложности в преподавании. Учителя на Чукотке способны адаптировать свою программу, находить способы сделать уроки интересными и доступными, проявляя настоящую креативность. Мангут уверен, что «дети — это везде дети», и неважно, в каком регионе ты преподаешь.
А также Мангут рассказал о различиях региональных особенностей: «Работа в разных регионах ничем не отличается: те же уроки, те же отчеты. А вот для директора разница существенная. Как и в Гашун-Бургусте, в Новом Чаплине я сначала поработал учителем, а потом меня назначили директором. В Калмыкии я был больше добытчиком, постоянно надо было искать спонсоров и меценатов, в школе меня почти не видели. На Чукотке бюджетная годовая смета превышала в десятки раз, так что недостатка в средствах не испытывал. Зато здесь были другие проблемы: кадровый вопрос и вопрос навигации. Надо было решать проблемы доставки продуктов в школу, вовремя и заблаговременно заказывать на Большой земле все необходимое».
Из-за семейных обстоятельств Мангут вернулся в Калмыкию к родителям. О педагогической деятельности на время пришлось забыть и поработать системным администратором в Элисте. Но программа «Земский учитель» стала глотком свежего воздуха. По ней Мангут переехал в поселок Улан-Хол за 300 км от Элисты.
Уланхольская средняя общеобразовательная школа имени Зая-Пандиты - многонациональная и многоконфессиональная, так как Лаганский район граничит с Республикой Дагестан и Астраханской областью. В школе обучают старо-калмыцкой письменности «тодо бичиг». Еще одна особенность школы в том, что дети не обращаются к учителям по имени и отчеству, а просто говорят «багше».
«Наверное, я отношусь к той категории учителей, которые пришли в профессию по призванию. Я всегда стремлюсь найти возможность заниматься любимым делом. Моя душа лежит именно к преподаванию. Осознание того, что все это не зря, приходит в День учителя, когда тебя поздравляют твои уже взрослые ученики, и 25 мая, когда из школы выпускаются очередные ученики, и ты видишь плоды своей работы», - считает Мангут Мутулов.
https://riakalm.ru/news/education/46687-vsegda-stremlyus-najti-vozmozhnost-zanimatsya-lyubimym-delom-istoriya-zemskogo-uchitelya-iz-kalmykii#sigProId8723eb8ace