- Если посмотреть на предвыборное медийное поле, внимательно изучить программы и публичные выступления кандидатов в депутаты Народного Хурала Калмыкии, то обращает на себя внимание такой факт: никто из них не уделяет должного внимания проблемам здравоохранения. Либо не поднимает их вовсе, либо упоминает вскользь, не предлагая решений. При том, что среди кандидатов есть врачи и управленцы, а также действующие депутаты, у которых вроде бы есть трибуна для этого. В том числе некоторые депутаты от партии власти как бы даже являются координаторами партийного отраслевого проекта. Но по факту они ничего не сделали. Да и, если говорить начистоту, среди них нет людей, обладающих экспертностью в данном вопросе.
Почему я говорю об этом столь откровенно? Потому что как гражданин и как женщина я не могу быть равнодушной к тем бедам, которые переживает сегодня здравоохранение региона. Взять, к примеру, ситуацию с рождаемостью. Сегодня все, начиная с президента страны, со всех властных трибун нам, женщинам, говорят: рожайте! Действительно, в Калмыкии население малочисленное, от этого все проблемы, в том числе, экономические. Если бы людей было больше, экономика активно развивалась, росло бы число предпринимателей, которые создают рабочие места, платят налоги и прочее. Хорошо, допустим я, мать троих детей, решаюсь родить еще одного. На свой страх и риск, замечу, под собственную ответственность и моего мужа. Объясню почему. Во время беременности в любой момент у женщины могут возникнуть проблемы со здоровьем, ее и будущего ребенка. Как, собственно, и было у меня. И я знаю, что если лягу в больницу в Элисте, то все лекарства, в том числе серьезные препараты для вынашивания беременности, которые прописывали мне, придется покупать на личные средства. Тогда как в той же Москве или других регионах их по полису выдают бесплатно.
Все мои беременности протекали очень тяжело, а младший сын родился сильно недоношенный, с низкой массой тела. К счастью, мы его выходили, обошлось без серьезных последствий. Поэтому я с болью в сердце восприняла известие о том, что единственное отделение недоношенных в РДМЦ сократили и оставили несколько койко-мест для первого и второго этапа выхаживания в отделении патологии новорожденных. Первый этап выхаживания передан в Перинатальный центр с всего лишь с шестью (!) кювезами на всю республику! И это при росте показателя младенческой смертности, которым, к сожалению, отличилась Калмыкия в прошлом году. По данным Минздрава России, в 2022 году по сравнению с предыдущим годом младенческая смертность выросла на 55,9 % и составила 4,1 на 1000 населения. За январь-апрель 2023-го она увеличилась на 8,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 5 % на 1000 населения (В Российской Федерации – 4,1 %, снижение с начала года на 6,8 %).
– Удручающие цифры. А ведь до недавних пор мы гордились тем, что показатели в детском здравоохранении у нас были стабильно выше среднероссийских…
Я вам больше скажу. У БУ РК «Республиканский детский медицинский центр имени В.Б. Манджиевой» в течение нескольких лет накапливалась кредиторская задолженность, которая по состоянию на 1 января 2023 года составила 175 с половиной миллионов рублей. Из них бюджету республики больница должна более 15,5 миллиона, остальное – средства ОМС в сумме почти 159 млн рублей. В итоге на сегодняшний день счета РДМЦ арестованы, вследствие чего не могут проводиться закупочные процедуры по приобретению лекарств и расходных материалов, продуктов питания, нормально выплачиваться заработная плата и прочее. При этом РДМЦ – единственное медучреждение, которое оказывает первичную медико-санитарную, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь детскому населению республики, а также женщинам в послеродовом периоде, находящимся по уходу за больными новорожденными детьми.
– Создается впечатление, что только у нас творится такое безобразие. В других регионах, насколько могу судить, такого масштаба проблем в здравоохранении нет. Почему в рамках единого федерального законодательства ситуация в субъектах Федерации разительно отличается?
– Работая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, я видела, как четко работает система здравоохранения, например, в Башкирии, Татарстане, других регионах. В некоторых национальных республиках – Дагестан, Ингушетия, Тува – с этим имеются проблемы, но постепенно ситуация там выправляется. Калмыкия же стабильно плетется в хвосте всех рейтингов по работе в сфере охраны здоровья. Территориальные программы ОМС, целевые показатели примерно одинаковые, но тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формируются с учетом бюджетной обеспеченности региона. Допустим, у нас тариф на оплату врача-специалиста по приему в поликлинике, условно, составляет 500 рублей, а в соседнем Ставропольском крае, поскольку у них лучше работает система здравоохранения, могут заложить 4 тысячи. Один и тот же врач, одна и та же медицинская услуга, но разница в оплате труда сильно отличаются. Отсюда наши проблемы с оттоком кадров и материально-техническим обеспечением медучреждений. Какое ЛПУ ни возьми, будь то РДМЦ, горполиклиника, онкодиспансер, инфекционная больница, ресбольница – везде свои проблемы. И общими являются: текучка кадров из-за низких зарплат, тяжелые условия труда ввиду сильной загруженности пациентами и излишней бумажной работой. Из-за этого падает мотивированность врачей, отчего напрямую зависит качество оказания медицинской помощи населению. По существу, мы сегодня наблюдаем вопиющие нарушения прав граждан в сфере здравоохранения. Но почему-то наши люди не стремятся отстаивать свои права – настолько приучены терпеть, что уже свыклись с таким положением вещей.
– Как изменить сложившуюся ситуацию?
– У меня есть понимание, кто виноват и что делать. Я считаю, начинать нужно с постановки диагноза. По моему глубокому убеждению, у нас в целом не правильная организация работы в системе здравоохранения региона. И одним из ключевых проблемных мест, можно сказать, самым больным органом является территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, который отвечает за финансирование отрасли. Нынешний руководитель возглавляет ТФОМС уже 15 лет, а до этого работал в Минфине и Минсоцразвития, казалось бы, имеет соответствующее образование и опыт работы в сфере финансового и организационно-правового обеспечения деятельности органов исполнительной власти. Но на самом деле он неэффективный управленец. Это не только мое субъективное мнение, но и оценка его со стороны главка. Мне абсолютно точно известно, что его работой федеральный ФОМС не доволен. Когда я в июле ездила по рабочим вопросам в Москву, встречалась со своими бывшими коллегами, они мне сказали, что нашего руководителя ФОМСа в коридорах ведомства давно не наблюдают. Другие руководители терподразделений всегда находятся в тонусе, ищут повод попасть на прием к руководителю ФОМС и его замам, чтобы решить проблемные вопросы и выбить дополнительные денежные средства для своего региона. Наш же сидит в Элисте тихо. Более того – коллеги мне заявили, что о проблемах в калмыцком здравоохранении впервые слышат от меня. Это как вообще, нормально? У нас все настолько благополучно? Складывается впечатление, что правительство Калмыкии выбрало тактику поведения «все хорошо, прекрасная маркиза».
Между тем ситуация в системе здравоохранения Калмыкии настолько серьезная, что благодушествовать совершенно неуместно. Накопившиеся проблемы грозят рано или поздно привести к коллапсу системы республиканского здравоохранения. Очевидно, что требуется проведение комплексного обследования и проверки силами Минздрава России, а также, в особенности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования с целью выявления причин проблем текущего кризисного состояния отрасли. После этого станет возможным принятие соответствующих мер по нормализации работы и созданию необходимых условий для дальнейшего развития и стабильного функционирования медицины Калмыкии. Разумеется, для проведения такого качественного аудита следует привлечь специалистов, которые знают свое дело от «А» до «Я». Поэтому за содействием в получении квалифицированной помощи здравоохранению Калмыкии со стороны федеральных структур я лично обратилась к коллегам из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федерального медико-биологического агентства, ФГБУ «НЦИИОИЗ» Минздрава России с просьбой оказать содействие в решении проблем калмыцкой медицины. И по некоторым принципиально важным моментам удалось получить поддержку. В частности, одним из предложений со стороны Минздрава РФ в адрес правительства региона было включить республику в пилотный проект по внедрению системы электронной регистратуры. Известно, что у нас записаться на прием к врачу через «Калмдоктор» очень сложно: сервис частенько лагает, не все специалисты там представлены, а к имеющимся талоны быстро разбирают. А если бы мы вошли в пилотный проект, то, как мне сказали коллеги из федерального отраслевого министерства, за полгода нам всю эту систему наладили. Самое интересное, что зазывали туда нас давно, но положительной реакции от калмыцких властей не было, что странно, будто проблем с этим у нас нет, да и цена вопроса для бюджета региона не столь велика. Наконец, на последнем ВКС нас буквально заставили войти в пилотный проект: Минздрав РК получил волшебный пендель и сейчас готовит соответствующие документы. Далее согласно предварительной договоренности с ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России оно готово на безвозмездной основе провести оценку экономического состояния медицинских организаций республики. Вообще этот институт под заказ за отдельные деньги делает стратегии развития здравоохранения регионов. Нам же пошли навстречу, согласившись выполнить часть работы «за так». По времени это займет 2-3 месяца, на выходе мы получим финансово-экономический анализ по научной методике с обозначением системных проблем, слабых и сильных медучреждений, рекомендаций по улучшению ситуации в отрасли.
– Это отличная новость! Аудит в отрасли здравоохранения крайне необходим. Нужно понимать, что мы имеем, в чем наши сильные и слабые места, чтобы все винтики механизма работали как единое целое. Кроме того, важно, чтобы был эффективный рулевой. А как, на ваш взгляд, обстоит с управленческим потенциалом в здравоохранении? Ведь, согласитесь, многое зависит от руководителя организации – его харизмы, организаторских способностей и человеческих качеств.
– На мой взгляд, у нас в республике необходимо повсеместно ввести в практику эффективный контракт, предусмотренный законом о государственной и муниципальной службе. Мне кажется, единственный приемлемый вариант для назначения руководящего должностного лица организации - когда в трудовой контракт вписывается KPI, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности для получения заработной платы и назначения стимулирующих выплат. А у нас же в основном работают по принципу: солдат спит, служба идет. И ладно бы руководители показывали эффективную работу, были непререкаемым авторитетом для подчиненных, а то ведь у иных главврачей доходит дело до административных производств и даже уголовного преследования.
В этом плане примером по-настоящему эффективного управления, правильной организации работы является ситуация в Кетченеровской районной больнице, которой руководит Очир Бадма-Горяев. Он сумел собрать хорошую команду, выстроить горизонтальные и вертикальные профессиональные связи, поэтому у него нет проблем с кадрами специалистов, нет кредиторской задолженности, правильно работают механизмы ОМС. Да, Бадма-Горяев – требовательный руководитель, по характеру довольно резковат, но, тем не менее, его все любят и уважают. К нему на лечение едут не только из Элисты и других районов республики, но и немало иногородних пациентов приезжают на операции. Причем проводятся они бесплатно, и в остальном на пребывание в стационаре люди ничего не тратят и, кстати, кормят там обильно и вкусно. Таким образом, этот пример доказывает, что у нас есть ресурсы для того, чтобы выстроить нормальную работу в здравоохранении республики. Есть хорошие специалисты, на которых держится каждодневная работа медучреждений, достойные, грамотные руководители с опытом административной управленческой работы. А главное – честные, порядочные, неравнодушные люди, душой радеющие за свою профессию и заботящиеся об улучшении дел в сфере здравоохранения и благе для земляков. Такие есть, еще не все разъехались. И многие готовы вернуться домой и приносить пользу на родине, если будут соответствующие условия и атмосфера созидания. Нам нужны такие кадры, такие новые люди. Именно они станут рычагом для изменений, которые будут призваны поставить работу отрасли на нормальные рельсы. Понятно, что это не будет происходить не одномоментно, проблемы не решатся быстро. Но шаг за шагом, от месяца к месяцу ситуация будет становиться лучше и лучше.