3–5 февраля 2022 года в Москве на базе факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова в онлайн-формате состоялась традиционная ежегодная февральская международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия».

"Пандемия COVID-19 изменила фокус исследований, поставив в центр внимания изменчивость, текучесть и неустойчивость социальных институтов и процессов в целом, журналистики и медиасистемы. Активная трансформация журналистики под воздействием процесса цифровизации, охватившего все институты общественной жизни, в том числе и медиасистему, не только подводит к необходимости находить устоявшимся явлениям новые определения, но и требует корректировки (возможно, даже переосмысления) теоретического понимания их природы, современного состояния и дальнейших перспектив.", — считает доктор филологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.

Международная научно-практическая конференция в этом году была  посвящена 70-летию факультета журналистики и 75-летию журналистского образования в МГУ. Конференция проводится ежегодно в феврале и подводит итоги истекшего года. Мероприятие собирает экспертов из регионов России и стран СНГ: к участию приглашаются журналисты-практики, а также профессора, преподаватели, научные сотрудники факультетов и отделений журналистики российских и зарубежных вузов.

Конференцию организует факультет журналистики МГУ при содействии Союза журналистов России, Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ) и Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, а также при участии ФУМО по УГСН 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело».

Масштабной получилось мероприятие и в этом году: 29 секций и 18 круглых столов объединили более 300 участников из России, Армении, Белоруссии, Великобритании, Китая, Украины — журналистов, медиаменеджеров, преподавателей вузов, молодых ученых, которые обсудили  современные проблемы теории и практики журналистики.   Назовем некоторые из секций: «Журналистика в цифровом медиапространстве», «Контент-стратегии российских СМИ», «Динамика бизнес-моделей медиа в цифровой среде», «Журналистское образование: актуальные методики в цифровую эпоху», «Журналистика и медиа в эпоху COVID», «Контент-стратегия рекламы и связей с общественностью в медиатизированном обществе», «Цифровые медиа, конфликты и новая социальность», «Новые медиа: стратегии, платформы, инструменты», «Новые медиа: стратегии, платформы, инструменты» и др.

Также были организованы круглые столы на тему «Законодательное регулирование СМИ в России: история и современность», «Этнические СМИ в контексте трансформаций цифрового общества», «Социальная журналистика», «Информационная безопасность в цифровой среде» и др. 

В пленарную часть секции «Журналистика и медиа в эпоху COVID» был включен доклад доктора педагогических наук, завкафедрой калмыцкой литературы и журналистики, профессора Раисы Дякиевой по теме «СМИ в новой реальности: как медиа справляются с последствиями пандемии: опыт Калмыкии». Содокладчиком по теме выступил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» Олег Северцев.

В докладе был представлен анализ деятельности региональных СМИ: как традиционных, так и  новых медиа в условиях масштабной проблемы, связанной с пандемией новой коронавирусной инфекции (КВИ). Авторы рассматривают формы работы СМИ как вызовы новому времени, анализируют методы информирования населения, принятие оперативных мер по предупреждению распространения  инфекции. В результате исследования изучены новые методы деятельности региональных СМИ, уровни технического взаимодействия с аудиторией и формы использования новых медиа, как инструмента информирования населения и формирования общественного мнения.Докладчики отметили высокую степень удовлетворенности населения тем объемом и качеством информации, которые транслируют по данной теме республиканские печатные и электронные СМИ, сообщества и паблики в социальных сетях и мессенджерах.

Так, наряду с официальным сайтом Главы Калмыкии все органы исполнительной власти, включая Правительство РК, администрации всех муниципальных районов и Элисты на своих официальных  сайтах и официальных страницах в  социальных сетях и мессенджерах ежедневно размещали и размещают  оперативную информацию  о ситуации  с КВИ. Были созданы группы «Коронавирус. Оперштаб Калмыкии» на площадках «Яндекс»,  «Вконтакте», «Telegram», «Viber».

Вместе с тем, и традиционные, и новые медиа подтвердили, что оперативность и доступность остаются ключевыми принципами в освещении любой темы, но в кризисных условиях еще необходим территориальный аспект в деятельности  местных массмедиа.

Важным качеством СМИ, по мнению Зеленцова стало то, что они «…формируют повестку дня, акцентируют внимание на локальных проблемах, медиатизируют политическую и социальную сферу города, создают единое информационное пространство города (с втягиванием аудитории в общий медийный процесс), создают ценностные установки аудитории и формируют локальные городские сообщества».

«По разным данным, от 70 до 95% всех материалов, которые производят СМИ по всему миру с января 2020 года, так или иначе посвящены коронавирусу. …Это изменило отрасль. Мир захлестнула инфодемия», — к такому выводу пришли исследователи массмедиа. Вывод калмыцких ученых:  региональные СМИ справляются с вызовами в условиях COVID — 19.