Все большую популярность среди жителей и гостей республики приобретает действующий в Элисте Контур Клуб, который организует конные прогулки и туры по степям Калмыкии. Его инструкторы точно знают, как научить даже самого трусливого человека держаться в седле. Директор клуба Александра Темирова рассказала, во сколько обходится содержание лошади, как поладить с ней и сколько времени нужно, чтобы научиться верховой езде.

Специально для газеты "Байрта"

 

 

Первая любовь

- Александра, расскажите, как все начиналось и откуда у вас такая любовь к лошадям?

- Любовь к лошадям у меня еще с детства. На всех моих детских рисунках я изображала почему-то только лошадей. А в 14 лет пришла в конно-спортивную школу при элистинском ипподроме, чтобы обучиться верховой езде. Меня научили там многому, в том числе и выездке (высшая школа верховой езды, олимпийский вид спорта- Прим.ред.) Лошади там были своенравными, могли прижать к стенке денника и даже лягнуть.

А потом появились другие интересы, и верховую езду я забросила, правда, если была возможность, на лошадях все-таки каталась. И лишь три года назад возобновила регулярную езду в Контур Клубе.

- Помните свою первую лошадь?

- Конечно, помню.


В конно-спортивной школе был конь Смокинг, он был очень упрямым и новички с ним не справлялись. Только получив опыт, его можно было сдвинуть с места. У меня получилось!


А любимым конем у меня был Беглец. Таких еще называют самовозом, то есть на него можно было посадить любого человека. Все дети хотели кататься на нем.

- Слышала, что у вас есть собственный конь.

- Их два: одного зовут Тумен, другого - Кубик. Когда я стала заниматься в клубе верховой ездой, возникла мысль о том, что хочется иметь свою лошадь, которую буду воспитывать, любить, покупать ей амуницию, а не брать прокатную. Сначала приобрела Тумена. Это конь с хорошей родословной: у него мама американский рысак, папа - русский рысак. Такой красавец с покладистым характером. При этом перспективен для рысачьих бегов. Один минус – он молодой, поэтому плохо выезжен и пока не управляется кончиками пальцев. С ним еще много работать.

Вторую лошадь я взяла для походов. Искала именно иноходца - у них особый аллюр: две левые ноги и две правые выносятся одновременно и очень мягкий ход. Когда едешь на рыси, сидишь, как в кресле. В походах это удобно: не нужно привставать и не устаешь ехать длительное время. И характер у Кубика прекрасный.

- Сразу поладили с ними?

- Тумен первое время кусался. Не со зла, а играючи, потому что он не соизмеряет свою силу. Он думает, человек - как лошадь. И друг друга они в игре кусают. Для них это как комариный укус, а для человека - это уже синяк или кровоподтек. С Туменом я несколько раз падала. Все от того, что он может внезапно испугаться, например, ветки на земле. Прыгнет в сторону неожиданно - я отлетаю. Это происходит потому, что лошадь – животное-жертва, она всегда в ожидании опасности, мы называем это «невидимыми конеедами». Один раз я упала с него на ровном месте в степи, где не было ни кустиков, ни камней, просто он резко чего-то испугался и шарахнулся.

- Какие у вас методы работы с лошадьми?

- Самый действенный – метод кнута и пряника. Сейчас в мире популярен мягкий метод заездки и воспитания, но иногда это переходит границы. Животное ставится выше человека - это неправильно. Ту же лошадь мы приобретаем для радости, а если она доставляет дискомфорт, нужно ее воспитывать под потребности человека. Недопустимо, чтобы лошадь хамила, кусала.

- Наверное, содержание лошади обходится недешево?

- В зимний период это особенно влетает в копеечку. Нужно покупать сено, зерно. В летний период легче, потому что есть выпас, правда, в отличии от коровы, лошадь может ускакать за несколько минут, ищи потом ее. Но самая большая статья расходов – ветеринар. Лошади часто болеют, еще им нужны прививки, глистогонные, обработка от клещей и прочее. Это дорого, потому что дозировка для них, естественно, лошадиная.

 

Главное – не бояться

- В прошлом году вы возглавили Контур Клуб. Трудно быть директором?

- Нет, не трудно, я ведь бухгалтер по профессии, так что с бухгалтерией на «ты». Занимаюсь финансово-хозяйственной деятельностью и прочими рабочими моментами. Когда не хватает сотрудников, работаю в качестве инструктора – объясняю гостям, как садиться на коня, как управлять им. Детей еще катаю на лошади.

Одна я бы ни за что не справилась. Здорово, что рядом со мной мои соратники Сергей Адьянов и Татьяна Ганжа. Когда-то они начинали здесь как клиенты, а сейчас без них невозможно представить наш Контур Клуб. Все мы любим лошадей и у каждого есть свои.

- Чем можно заняться в вашем клубе?

- Мы организуем прогулки разной степени протяженности, а также отправляемся в однодневные конные походы на «Одинокий тополь», в сосновый бор. Сейчас разрабатываем маршрут в удивительно красивое место - Орлиную балку, где можно увидеть орлов, журавлей, зайцев в естественной среде.


Работаем мы и с особенными детьми. И хотя не имеем специальной подготовки, но пошли навстречу просьбам родителей, детям которых врачи рекомендовали иппотерапию.


Для занятий приобрели специальную амуницию – гурту, она необходима для близкого контакта с лошадью. Занятия с такими детьми проводит инструктор Татьяна Ганжа. Понимаем, как сложно и дорого обходится родителям реабилитация больных детей, поэтому за услугу берем символическую плату.

- Сколько нужно времени, чтобы подготовить лошадь для работы с клиентами?

- Заездить лошадь можно за месяц, но конкретно под клиентов нужен год. Все зависит от характера лошади.

- А чтобы стать наездником?

- Здесь все зависит от человека. Я удивляюсь лихачеству некоторых людей, которые, впервые сев на лошадь, к концу поездки уже готовы ехать рысью. Все-таки для этого нужна хотя бы минимальная подготовка.

Помню, к нам приходил мужчина, который никогда не ездил, а обучился верховой езде за пять занятий. Другой наш клиент, парень из Канады, приобрел абонемент на десять занятий и к концу уже уверенно скакал рысью, галопом. Все возможно, главное – не бояться.

- Посетители могут чем-нибудь угощать лошадей?

- Можно принести морковь, яблоки, сахар. Но не все лошади это едят. Тумен, например, раньше вообще не понимал что это такое. Зато теперь, когда распробовал эти лакомства, ест их с удовольствием.

- Как вы и ваши питомцы пережили непростое время, связанное с коронавирусом?

- Когда начался карантин, мы закрылись. С одной стороны, это было очень хорошее время. Мы ездили в степь, проходили разные маршруты. Наслаждались жизнью, тем более, этой весной была прекрасная погода.

С кормами для животных поначалу было непросто. Хорошо, что у нас остались запасы зерна с зимы, даже излишек продали. А весной в степи было много травы, лошади паслись, так что особой необходимости в сене не было.

- Каковы планы клуба после снятия всех ограничений?

- Мы хотим оборудовать детскую площадку, чтобы родители с детьми не просто приходили покататься верхом, но и могли приятно провести досуг. Хотим организовать полноценную базу отдыха для людей всех возрастов.

- Летом у нас, как обычно, очень жарко. Как ваши питомцы переносят жару?

- Если лошади находятся в тесном, душном помещении, у них может случиться тепловой удар. Главное, их вовремя напоить и не забывать о притоке свежего воздуха. Для лошади самое главное – движение. Чем больше она гуляет, тем это полезнее для нее.

- Это правда, что лошади позитивно влияют на состояние человека?


Лошади хорошо снимают стресс, депрессию. Не знаю, с чем это связано, но это работает.


К нам приходят люди, которые страшно боятся лошади, но хотят попробовать. К концу поездки они возвращаются довольные.

- Родные разделяют вашу любовь к животным?

- Моя младшая дочка очень любит лошадей, катается верхом с полутора лет. Стараюсь не брать ее с собой на работу, потому что она постоянно просит, чтобы ее катали. Но когда есть свободное время, я ее привожу. Старший сын и его жена постоянно здесь, помогают мне. Так постепенно вся семья вовлекается в этот бизнес.

 

«Про дрессировку собак знаю все»

- Знаю, что вы также занимаетесь дрессировкой собак. Еще одно увлечение?

- Наверное, это уже не увлечение, а образ жизни. Методы воспитания собак и лошадей разные. С собаками работа складывается намного проще. С ними занимаюсь на позитивном подкреплении: еда или мячик.

Про дрессировку собак знаю все. Я являюсь председателем региональной спортивно-кинологической федерации «Союз собаководов Калмыкии». Подготовила двух собак к соревнованиям, с одной мы выезжали на чемпионат России по IPO в 2018 году.

У меня три собаки: бельгийская овчарка малинуа, немецкая овчарка и бордер-колли.Они заточены на сотрудничество с человеком, для них тренировки в радость.

Конечно, для меня как профессионала важно, какие у собаки родители,какая родословная. Но если вы решили завести обычную домашнюю собаку, не стоит сильно заморачиваться. Просто сделайте так, чтобы в доме было комфортно и вам, и вашему четвероногому другу, который будет жить с вами как минимум 10-15 лет. Важно объяснять собаке правила поведения, тренировать ее. Если собаку не воспитывать, не дрессировать, она вырастает невоспитанной, будет прыгать на детей, сбивать с ног прохожих, кидаться на кошек. Хозяева их любят, но не знают, что с таким питомцем делать. К чему такие мучения, когда можно обратиться к кинологу, который все объяснит и покажет.

- Лошади и собаки ладят между собой?

- В прошлом году мы с Контур Клубом выезжали в Троицкое на фестиваль тюльпанов. А я живу там, и Тумен оставался у меня ночевать. Он с одной собакой подружился, чесал ее носом. Интересно наблюдать, как собаки с лошадьми взаимодействуют. Они совершенно разные животные, но находят общий язык. Если вдруг что-то пойдет не так, я просто перевезу своих лошадей к себе домой и будем мы жить одной дружной семьей.

Фото: Игорь Байсхланов, архив А. Темировой.