26 сентября – праздник тех, кто многие годы отдал машиностроительному заводу. И неважно, работал человек непосредственно при сборке кузова автомобиля или трудился во вспомогательных цехах, главное, он был причастен к выпуску той продукции, за которой приезжали в молодой город Каспийский «дальнобойщики» со всех концов великой державы СССР. К слову, и город наш приобрел этот статус благодаря заводу.
Многих сегодня нет в этом мире, кто начинал трудиться с первых дней основания предприятия, но в праздник принято говорить о людях. Вспомним сегодня и мы наших уважаемых машиностроителей.
Припоминаю, как ходила по огромным цехам завода. Вот сборочный – отсюда выезжали автолавки, автоцистерны, «птичники», бумаговозы и т.д. А прежде чем пустить автомобиль в эксплуатацию, по железной дороге привозили автоплатформы с Горьковского автозавода, а все детали, комплектующие кузовов, изготавливали в разных цехах и участках - прессово-заготовительном, гальваническом, дерево-обрабатывающем, малярном, токарном…
Написала про сборочный цех и сразу вспомнила старшего мастера Юрия Явинова, слесарей-сборщиков Цо Бен Уна, Степана Скоробогатова, Александра Лиджи-Горяева, слесарей Илью Колесникова, Павла Панкратова, Владимира Лиджиева, Александра Очирова...
Более тысячи лаганцев и из сел района спешили по утрам к заводской проходной. Здесь вовсю кипела жизнь. Здесь влюблялись, создавали семейные пары. Работал клуб. В детсады водили детишек, обедали в собственной столовой, продукты покупали в заводских магазинах. Отсюда молодежь отправляли учиться. И как наказ выпускникам школ было от родителей: «Не хочешь получить образование, пойдёшь на машзавод».
Завод – это цеха и станки. Но все здесь мертво без людей.
Прессово-заготовительный цех. Здесь старшим мастером работал Виктор Бабичев, мастером - Валентин Поваляев (впоследствии – начальник отдела сбыта), контролером Елена Токарева, слесарем Юрий Тарбаев, штамповщицей Валентина Лиджиева, токарями Владимир Очиров, Анатолий Кадырматов, Эренцен Насунов, слесарями Геннадий Ларин, СидиканКончалиев.
Деревообрабатывающий участок - это Петр Жулин, Василий Голованев, Иван Эрдни-Горяев, Николай Лиджаев, Виктор Липчанский.
Много лет отдали заводу шлифовщица-грунтовщица Галина Седляева, она отделывала поступающие деревянные детали для сборочного участка для автолавки; комплектовщица Любовь Сарангова, шлифовщица Надежда Цаган-Манджиева. Стены завода помнят сварщиков: Владимира Шамборского, Геннадия Жигульского, Василия Жабина, Александра Короткова, Николая Дакенова, Виктора Быкова, фрезеровщика Юрия Перелыгина, токаря Николая Лушникова, слесарей-инструментальщиков Петра Головкова, братьев Говоровых, слесаря-резчика Ивана Манджиева, начальника смены Алика Мингяева, штамповщиц Нины Гангаевой, Татьяны Гайворонской, электрика Владимира Пьянова, Петра Показеева, штукатура-маляра ЦаганАнгрыковой, маляров Анны Гараниной, Анны Великановой, Ольги Карсаевой, Нины Лелековой…
Поистине золотые руки были у Александра Золотова. Обработка металла – вот чем занимался Александр Нилович. Он и токарь, и фрезеровщик, и строгальщик, и расточник.
Ветераны завода – Иван Катышев, Владимир Манкиров, Василий Головков, Иван Мунохаев, Дмитрий Петров, Лидия Джеляева, Юрий Когаев, Александр Бабичев, Егор Мангутов, Вениамин Карпов, Аман Сараев, Владимир Саряев, Вячеслав Кудаев, Анатолий Контемиров…
Невозможно назвать и вспомнить всех, кто мог сказать, что машиностроительный был для них кузницей кадров, был домом родным. И как поется в известной песне, нельзя забыть «ту заводскую проходную, что в люди вывела меня».
Сюда школьников приводили на экскурсии и там, за станками, они видели своих родителей и гордились ими. Вспоминаю, как, часто, сидя на комсомольских собраниях в заводском клубе, в отчетном докладе я улавливала на слух свои газетные публикации. Это комсомольский вожак Михаил Разиев вставлял в доклады мои заметки о заводе, о людях.
Не стало в Лагани большого завода. Но есть праздник, живут люди, позже поменявшие профессию машиностроителя на коммунальщика и продавца, предпринимателя и рыбака...
Так пускай же все знают, что мы благодарны за ваш труд. Будьте счастливы и здоровы, ведь это - самое главное. А завод, пусть будет сказано, высокопарно, остался храмом далекого СССР.
Любовь ГОЛОВКОВА
Фото из архива редакции газеты «Приморские известия» г. Лагань
Первый директор завода Наран Дорджи-Горяевич Бабаев.
https://riakalm.ru/publishing/primorskie-izvestiya/30372-byl-kuznitseyu-kadrov-zavod-gazeta-primorskie-izvestiya-ko-dnyu-mashinostroeniya#sigProId130165934c